ЕГЭ… Пугающая аббревиатура… Или нет?!
Наступил новый 2017-й год… А вот учебный год продолжается… А значит… Значит, впереди у наших выпускников, учащихся 11-х классов, ЕГЭ. Радоваться этому или огорчаться, дело каждого. Однако будущая выпускница нашего лицея, Корпачева Александра, проведя собственное исследование, пришла к выводу, что такая форма аттестации вовсе не радует учеников, а, наоборот, пугает. Причём, не только одиннадцатиклассников, но их родителей и даже педагогов. В этом легко убедиться, ознакомившись с мнениями участников образовательного процесса…
Мнения учащихся:
«ЕГЭ - пугающая всех аббревиатура. Уже сейчас преследует какое-то необоснованное чувство страха, скорее, от неизвестности, потому что в знаниях, лично я, уверен. Хорошая подготовка, грамотные педагоги… Но, тем не менее, волнение, гнетущее чувство тревоги».
«ЕГЭ и нервоз, на мой взгляд, вполне совместимые понятия. Одна только аббревиатура, употребляемая на каждом уроке, вызывает не просто волнение, а какой-то панический страх. Возникает вопрос: «Чего бояться?» В знаниях, вроде бы уверена, процедура проведения экзамена знакома, да и подготовка к нему идёт неслабая. Но от осознания того, что можно завалить, получить низкий результат в силу каких-либо обстоятельств и, как следствие, не поступить в престижный вуз, не получить желаемую профессию, становится страшно».
Мнения родителей:
«Считаю, что ЕГЭ пагубно влияет на психику ребёнка. Волнение, страх, нервозность… Причём, всё это появляется не только у детей, но и родителей, которые беспокоятся за результативность экзамена. Понимаю, что в лицее сильнейшие педагоги, но, всё-таки, переживаю. А вдруг не сдаст?»
«ЕГЭ да и процесс подготовки к нему вызывают у детей психологические трудности: возникает чувство страха, неуверенности в себе, появляется состояние тревоги… Мне кажется, что такой экзамен своего рода психологическое испытание, причём, не только для учащихся, но и для родителей, и для педагогов. Однако всем нам необходимо пройти это испытание».
Мнения педагогов:
«Введение Единого государственного экзамена - одна из волнующих выпускников проблем. Тяжела подготовка к нему, тяжела и процедура проведения. Во-первых, бесконечные проверки уровня знаний в предэкзаменационный период воздействуют негативно на психологическое состояние детей, испытывающих боязнь показать низкий результат, который, по их мнению, свидетельствует о том, что уровень подготовки слабый. Во-вторых, сама процедура проведения: жесткий контроль, чужое образовательное учреждение, незнакомые педагоги… Дети не только забывают то, что выучили, они порою в состоянии волнения не могут назвать свою фамилию».
«Мы все понимаем, что Единый государственный экзамен является обязательным, необходимо готовиться, его необходимо сдавать. Нельзя утверждать того, что это не отражается на психологическом состоянии подростков. Они волнуются, беспокоятся, нервничают, но от этого никуда не деться. Наша задача - помочь выпускнику преодолеть трудности, устранить чувство тревоги, настроить на успешную сдачу ЕГЭ».
Вот так-то… Мнения учащихся, родителей и педагогов практически не расходятся… Вполне закономерно возникает вопрос: «Почему ЕГЭ вызывает столь сильный эмоциональный дискомфорт?» Во-первых, в вуз поступают по результатам экзамена, что не может не пугать выпускников. Во-вторых, если учащийся не перешагнёт минимальный порог, установленный Рособрнадзором, по двум обязательным предметам (русский язык, математика), он не получит свидетельства ЕГЭ, а вместо аттестата ему выдаётся справка об обучении в школе. Этого уже достаточно для того, чтобы ввести в состояние стресса.
А сколько эмоций, кстати, не положительных, вызывает у одиннадцатиклассников одна лишь мысль о начале экзамена. Так, например, в ходе своего исследования всё та же Александра Корпачева попросила нынешних выпускников продолжить предложение: «Начинается экзамен. Я вхожу в класс…» Что получилось? А получилось следующее…
Начинается экзамен. Я вхожу в класс…
«…и забываю тут же всё, что знал…».
«…и думаю, что не смогу выполнить задания, потому что в голове пустота…».
«… и от осознания того, что могу завалить, меня начинает трясти… Понимаю, что от этого никуда не уйти, остаётся надеяться на удачу…»
«… и думаю о том, что всё знаю хорошо, но при этом не покидает мысль о том, что не повезёт…»
«…и понимаю, что готовился более чем хорошо, но экзамен – это своего рода фортуна…»
«… и спокойно сажусь за парту, сосредотачиваюсь, пытаюсь сконцентрироваться, но это даётся с трудом, потому что чувство страха не отпускает ни на минуту. А вдруг не получится?»
Среди вариантов ответов были, конечно, и положительные суждения, но их количество незначительно. Как же быть? ЕГЭ сдавать нужно, но страшновато…
Хотя вы знаете, в былые времена предстоящий экзамен, в традиционной форме, естественно, вызывал только массу положительных эмоций. Так, к примеру, считают наши учителя, которым не довелось сдавать столь пугающий всех ЕГЭ…
Коротнева Е.В., учитель географии: «С нетерпением ждала выпускного экзамена. Так хотелось писать сочинение… И вот долгожданный день наступил. Проснулась с чудесным настроением, выглянула в окно и, вы знаете, картина меня поразила. На улице лежал белый пушистый снег… Снег в месяце июне… И было совершенно необычно идти на экзамен в резиновых сапогах и школьной форме. Но и это не смогло испортить моего отличного настроения. Я с радостью шла в школу, чтобы зайти в свой любимый класс, сесть за парту и, наконец, начать писать сочинение… Кстати, никакой боязни вообще не было».
Чумакова И.В., учитель русского языка и литературы: «Экзамен. Выпускной экзамен! Пожалуй, каждого из нас он приводил в трепет, но при этом приносил только замечательные эмоции. Помню свой экзамен по химии… Глубокий утренний сон, который прерывает телефонный звонок. На другом конце провода вопрос преподавателя: «Не желаешь ли прийти на экзамен?» Конечно же, желаю. Полусонная, бегу со всех ног в школу. Прилетаю – комиссия мирно пьёт чай, надеясь в ближайший час на встречу со мной. Как они были мне рады! Предложили чашечку ароматного напитка, предположив, что я не успела позавтракать. Пью вкусный чай… Потом тяну билет и с ходу начинаю вещать что-то о химической таблице Менделеева. Комиссия благосклонно кивает головами… Экзамен сдан! Моё настроение отличное! Только самые приятные воспоминания».
Захарова Н.В., учитель русского языка и литературы: «С выпускным экзаменом у меня связаны самые приятные воспоминания. Одним из любимых моих предметов был немецкий язык. Разумеется, один из экзаменов, сдаваемых мною, был иностранный язык. Напряжённая подготовка… Но приносила она мне только позитивные эмоции, поскольку я испытывала от этого несказанное удовольствие. Никакой боязни, тревоги… О шпаргалках речи вообще не было. И вот в яркое июньское утро я иду сдавать экзамен. Родная школа, уютный класс, доброжелательный педагог… Счастливый билет. Что может быть лучше?»
Не поленились юнкоры во главе с Александрой Корпачевой опросить и бывших выпускников нашего лицея. Какие же воспоминания остались у них от выпускных экзаменов?
Абаимова Елена, бывшая ученица 11а класса: «Очень боялась выпускных экзаменов, особенно по русскому языку. Казалось бы, всё знаю, всё умею, но не отпускало чувство страха. Причём, не прошло оно и после экзамена. Пока ждёшь результат, с ума сойти можно. Ещё очень сильно волновала незнакомая обстановка, чужие учителя, жёсткий контроль… Не знаю, как у кого, но у меня эти воспоминания не из приятных».
Дубовик Алексей, бывший ученик 11а класса: «Я человек позитивный, меня очень трудно запугать, но ЕГЭ смог… Помню, как готовился к нему, как боялся, что результат будет низким. В день первого экзамена волнение было масштабным, особенно когда входили в незнакомый класс. Какое-то гложущее изнутри беспокойство… Мне бы не хотелось пройти такое испытание во второй раз».
Мошечков Денис, бывший ученик 11б класса: «Очень боялся. И подготовка к экзамену напряженная, и сам процесс проведения, и ожидание результатов. Перед экзаменом успокаивал сам себя, даже хотел выпить валериановые капли. Мне кажется, что ЕГЭ сдавать, прежде всего, психологически трудно».
Дузь Елизавета, бывшая ученица 11б класса: «ЕГЭ… Не очень приятные воспоминания… Хотя, вы знаете, результат меня даже порадовал. Как-то тяжеловато проходило ожидание экзамена… Родители волновались, сама беспокоилась… Помню: даже бессонница началась. После экзамена жила в напряжении до получения результатов. Потом ожидала следующего экзамена. И всё опять по той же схеме...»
Как утверждают психологи, для успешной сдачи экзамена чрезвычайно важен психологический настрой, от которого зависит количество набранных баллов и, как следствие, дальнейшее самоопределение. Чтобы хоть как-то облегчить процесс подготовки к Единому государственному экзамену, Корпачева Александра попыталась разработать рекомендации для учащихся 11-х классов.
Итак, выпускники, ваше внимание…
1. Никогда не думайте о возможности отрицательного результата экзамена.
2. Не программируйте себя на неудачу. Рисуя себе катастрофу, вы тратите энергию и силу, в то время, как представляя успех, вы получаете реальный шанс на его получение.
3. Подумайте, для чего вам нужен этот экзамен. Представьте, что вы получите, справившись с ним. Готовясь к нему, держите в голове образ того, ради чего вы это делаете.
4. При подготовке к экзамену избегайте многочасовой зубрёжки и паники. Лучше учить час в день, но со свежей головой и положительным настроем, чем проводить сутки за книгами и пребывать в состоянии стресса.
5. Не отказывайте себе в отдыхе, обязательно высыпайтесь и правильно питайтесь.
6. Чтобы преодолеть негативное состояние, нужно представить, как вы это сделали. Поэтому во всех мелочах представьте себе: сейчас вы находитесь в ситуации, вызывающей тревогу, но легко справляетесь с ней.
7. Выпишите на листок причины ваших страхов, вызванных ситуацией ЕГЭ. Проанализируйте, почему вас это пугает. Поймите, что глаза велики, а ваши опасения беспричинны.
А самое главное - всегда думайте только о своих сильных сторонах! Будьте уверены в своих силах и способностях, и они вас обязательно не подведут!
Это интересно!
Впервые ЕГЭ появился во Франции в середине шестидесятых годов. После признания бывших французских колоний независимыми государствами, Францию заполонили потоки афро-иммигрантов, которые в поисках работы и лучшей жизни стремились в Европу. Уровень образования в бывших колониях было настолько низким, что иммигранты практически не умели читать и считать. Именно в результате наплыва в страну малограмотных слоев населения Франция была вынуждена максимально упростить систему экзаменов. Была введена тестовая система проверки знаний, которая подразумевала частичное или полное угадывание правильного ответа при полном отсутствии знания предмета.
Через три года в результате широкой волны протестов среди коренного населения Франции правительство признало несостоятельность системы тестирования, и ЕГЭ был отменен.
Добавить комментарий