Делать жизнь с кого…
Делать жизнь с кого? Этот вопрос, заданный В.В. Маяковским ещё в тридцатые годы двадцатого века, актуален для каждого поколения, вступающего в самостоятельную жизнь.
«Не сотвори кумира себе». А как же без идеала? Не получается. Все мы в юности подражаем кому-нибудь.
Я «не фанатею» от суперзвёзд и топ-моделей. Мой идеал земной, реальный. Скорее, нужный, чем престижный. Но вечный. Это уже я точно знаю. Учитель… Перед именем твоим всегда будут склонять голову послушные и непослушные, отличники и троечники, словом, всё равно «любимые твои ученики».
Учитель… А вернее, учительница русского языка и литературы. И «классный» классный руководитель неугомонного, вечно выбивающегося из общего строя 11 «А» класса – Петюк Елена Евгеньевна.
Наша 197 школа самая обычная. Но поскольку рядом расположен вещевой рынок, школа отличается, как сказал поэт, «лица необщим выраженьем». Почему? Да потому, что в ней представлены все национальности бывшего «нерушимого Советского Союза».
Но для меня 197-я замечательна тем, что в ней преподаёт моя любимая учительница, каждый урок которой – праздник «звучащего слова». И это высокое и поистине вдохновенное слово рождает на каждом обычном уроке, на заседании КДХН (клуб друзей хорошего настроения), на занятиях в школе-студии «Любословы», на встрече в нашей традиционной литературной гостиной «душ высокое созвучье».
Елена Евгеньевна взяла нас в 5-ом классе. И навсегда взяла в плен своего обаяния, своей страстной любви к родному языку, в плен активной творческой жизни. Уже много позже я поняла суть её профессионального девиза: «Влюбить в себя. И, влюбив в себя, ненавязчиво влюбить в свой предмет!» Казавшиеся прежде скучными правила русского языка приходили к нам на её уроках в новом облике: забавных шарад, лукавых загадок, шутливых сказок, интересных тематических кроссвордов. И мы неожиданно для себя неслись в библиотеку, рылись в словарях, готовясь к лексическим, лингвистическим и этимологическим пятиминуткам. Стали ждать урока русского языка, как чуда постижения такой простой и важной истины: «Дивное диво есть слово звучащее». Прежние томительные минуты ожидания звонка волшебным образам превратились в мгновенья, чьё очарованье разрушал уже не казавшийся спасительным звонок.
Не сразу, конечно, но всё же я поняла, что учительница и должна быть такой: обаятельной, красивой, молодой, весёлой, активной, влюблённой в свой предмет. И рождалось желание (и не только у меня) быть хоть в чём-то похожей на неё. Мы тянули руки на уроке, составив дома собственные шарады, загадки, «откопав» в библиотеке интересный материал о происхождении того или иного слова.
А как она читала стихи любимых поэтов! Её кумир – поэт В. Маяковский. И уже в пятом классе мы знали точно, что обязательно тоже полюбим его. А когда она прочитала нам своё стихотворение про нашего сибирского неунывающего воробья, мы просто «заболели» поэтическим творчеством.
Елена Евгеньевна чутко уловила этот порыв и предложила написать стихи о маме. Так родилась и живёт школа-студия «Любословы». И уже сегодня пятиклассники выпускают свои «Поэтические калейдоскопы» и кричат ура, узнав, что будет не два, а три урока русского языка.
На уроке Елена Евгеньевна снова и снова открывала «значение образа и назначенье слова». А после занятий учила нас жить. Интересно, активно, полезно. И раскрывала суть назначенья человека: «Для добрых дел явились мы на землю. И живы тем, и тем земля жива».
Уже в первой четверти 5-ого класса мы стали членами КДХН, ещё очень смутно понимая его гуманистический девиз: «Понять, простить, помочь». Зато второй девиз поняли и приняли сразу: «Поделись улыбкою своей…»
КДХН на семь лет стал нашей творческой лабораторией, школой активной жизненной позиции. Радостно следуя девизу КДХН, создавали хорошее настроение на школьных вечерах, творческих отчётах, на родительских собраниях, участвуя в районных, городских, всероссийских конкурсах сочинений, чтецов, авторской песни, пропагандируя здоровый быт и активный отдых.
Главное, чему нас учила наша «классная» классная, – это желание и умение интересно жить. Возможно, мы не станем поэтами, режиссерами, сценаристами, актёрами и даже учителями, но не сможем после этих осмысленных, одушевлённых человечной идеей лет скользить тенью по обочине жизни. И без кокетства можем сказать о себе словами поэта В. Федорова: «Мы давно человеческой радостью бредим».
И это счастливое чувство причастности ко всему, что происходит в нашем «прекрасном и яростном мире», воспитала во мне (и верю, что в одноклассниках) моя любимая учительница русского языка и литературы, мой классный руководитель по жизни и судьбе, мой идеал (не боюсь этого слова).
Петюк Елена Евгеньевна – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации (Приоритетный национальный проект «Образование» 2006 г.).
И что бы стало понятно, как отзывалось её слово в моей душе, посвящаю любимому педагогу пусть ученические, но искренние стихи: В душе и радость, и тревогу Храню. И в судьбоносный час Из детства я возьму в дорогу Всё то, что так любила в Вас.
Я постараюсь доказать, что не ошиблась, обдумывая и решая «делать жизнь с кого».
Добавить комментарий