Цветные волосы – это проблема?
Любое новое течение в обществе принимается с трудом. Люди по своей природе не так гибки, и новое и непонятное может пугать нас, вызывать отторжение. Через эту стадию прошли многие сейчас совершенно привычные для нас вещи.
Мода или способ самовыражения?
Волосы, окрашенные в яркие и ненатуральные цвета, сначала воспринимались обществом в штыки. Людей с таким видом волос приписывали чуть ли не к маргиналам. Казалось бы, пройдет время, окружающие приспособятся, но даже сейчас этот способ самовыражения часто считают пережитком проблемных 90-х, а в учебных заведениях с принятием «цветных» учеников дела обстоят совсем плохо.
Мода это или нет, но невозможно отрицать, что яркое украшение очень полюбилось людям и в нашей стране. Особенно подвержены этому подростки, ведь именно им свойственно экспериментировать, искать способы самовыражения, менять образ, изучать себя.
Как бельмо на глазу
По всей стране прокатилась волна громких инцидентов, связанных с этой темой. Ребятам делали замечания, предлагали вернуть свой родной цвет волос, угрожали исключением из школы. Родители и ученики повсеместно жалуются на неуважительное отношение к ребенку из-за цветных волос. В социальных сетях разгорелся нешуточный спор: кто прав, а кто виноват в этой ситуации?
Удивительно, но люди с разными мнениями по такому, казалось бы, несерьезному вопросу, выражают свою позицию зачастую крайне негативно, и это касается всех: учеников, родителей со стажем и преподавателей высшей квалификации. В данном конфликте мало кто остается благоразумным.
«Древние свитки», или изучение школьных уставов
Да, в интернете, где каждый имеет возможность высказать свое мнение в любой форме, негатива очень много. Но что касается реальной жизни? Преподаватели чаще всего апеллируют к школьному уставу, к деловому стилю и к дисциплине.
Конечно, у каждого заведения свои правила, но общие положения устава почти везде одинаковы, особенно не в частных пансионах, а во вполне обычных школах и лицеях. Потому на роль опытного образца я взяла школьный устав гимназии, в которой обучаюсь сама и где лично сталкивалась с претензиями по поводу цветных волос.
Основной конфликт растет на почте противоречивости этого вопроса. С одной стороны, у нас единый стандарт, который должен дисциплинировать учеников, а с другой – потребность человека чувствовать себя индивидуальностью. В уставе почти каждого учебного заведения действительно есть слова о форме. Но форма не равна внешнему виду. Претензии к «цветноволосым» могут быть оправданы только в том случае, если запрет такого выделяющегося внешнего вида описан в локальных нормативных актах образовательной организации. Но в большинстве случаев вы можете прошерстить весь устав от корки до корки, но ни слова не найти о крашеных волосах, даже с помощью великого Шерлока Холмса или не менее великого Гугла.
Проверено наукой и практикой
Уставы, законы и правила – это, конечно, хорошо, но они должны строиться на здравом смысле. Зачем запрещать то, что никому не мешает и не несет абсолютно никакого вреда? Думаю, незачем. Так давайте разберемся, несут ли яркие волосы в себе скрытую опасность?
Как хорошо, что в современном мире существует такая занятная штука – наука. Ведь главное ее орудие – здравый смысл.
Главный аргумент в пользу стандартного внешнего вида – дисциплина. Абстрактная субстанция, которая помогает нам сосредоточиться на учебе. В представлении многих людей яркие прически-маяки будут коварно отводить наши взгляды от учебников. Но, согласно исследованиям, человеку труднее сосредоточиться, если он ощущает дискомфорт, будь это неудобная форма или неприятный цвет волос. Так что дисциплина – слишком спорная вещь, ведь ее нельзя проверить и измерить.
Но что еще может повлиять на оценки и поведение человека? Как показывает практика, предвзятое отношение к ученикам и постоянные замечания пагубно влияют на успеваемость и желание детей учиться. Именно конфликты между учеником и учителем являются главной темой данной статьи. Все мы знаем о случаях, о которых нам рассказали с экранов телевизоров. Кого-то оскорбили, кого-то оттаскали за волосы, кого-то чуть не исключили из школы. Но все эти случаи – скорее исключение, чем правило. А вот с бытовыми ситуациями, мелкими, но жутко неприятными, сталкиваются тысячи учеников каждый день. И прежде чем мы вы сделаете выводы об этой проблеме, я бы хотела познакомить вас с историями нескольких опрошенных мною девочек.
Это такой небольшой социальный эксперимент. В своем Инстаграме я опубликовала «историю», где предложила «цветноволосым» людям, которые обучались или обучаются где-либо, дать мне небольшое интервью. Со мной поговорили самые обычные люди из разных учебных заведений и из разных городов. Как оказалось, ситуация одинакова везде: от Новосибирска до Санкт-Петербурга.
«…Я пришла как-то в школу с красными волосами. Пришлось пообщаться с завучем. Она отнеслась не очень понимающе. Выпустилась я в 2013 году, подробностей не помню особо. Но негодование учителей вполне ожидаемо, у нас в школе форма была с фартуками, манжетами. Советский Союз головного мозга».
«Последние классы проходили очень плохо: на каждой перемене мне делали замечания знакомые и незнакомые учителя. Успеваемость упала сильно, хотя ОГЭ я написала очень хорошо, только так вытянула оценки. Одноклассники замечали, что мне занижают оценки и относятся ко мне без уважения, даже мальчики заступались. Приходили в школу мои родители, и одна учительница, недовольная моими волосами, от них бегала. Стресс был ужасный, пропало все желание приходить в школу. За все „страдания” директор даже предложила мне устроить свою фотовыставку в актовом зале, но потраченных нервов не вернуть».
«Первый раз я покрасила волосы в 14 лет, это был неяркий цвет, фиолетовый, так что сильно в глаза не бросался. Возможно, поэтому никто из учителей ничего мне не говорил. Так что, в общем, из-за покрашенных волос, как мне кажется, отношение ко мне не поменялось. Но вот недавно, буквально в эту субботу, я сидела на уроке, и учительница сказала: „У тебя такой цвет красивый, сижу, смотрю на него”. Я подумала: „Ого, что это?” Ну, это было забавно».
«В школе никогда никаких замечаний не делали, от учителей можно было услышать даже комплименты. Я работала в педагогическом отряде в лагере, что подразумевало отсутствие цветных волос, но всем опять же было все равно!»
Я бы хотела обратить ваше внимание на реакцию учителей и руководство школы. Она бывает нейтральная, позитивная или негативная. Здесь присутствуют истории от людей, учившихся в одном учебном заведении, но получивших совершенно противоположные реакции.
Восприятие человека, его личное отношение очень сильно влияет на его поведение и на его взаимоотношения с людьми. Не стоит забывать этого при решении проблемы.
Последний штрих
Своей статьей я не хотела обвинить учителей в предвзятости и нежелании слушать детей. Я также не хотела представить учеников в образе жертв, мы тоже не идеальны, можем ошибаться. Я всего лишь предложила посмотреть на проблему с разных сторон. Немного науки и объективных знаний, немного здравого смысла, немного реальных историй, чтобы понять, что мы чувствуем. Всем нам нужно работать над тем, чтобы слушать и других людей, и себя. Нам стоит попытаться понять друг друга и наладить диалог. Будьте немного добрее друг к другу, постарайтесь понять другого.
Добавить комментарий