Музыкальная культура Новосибирска
История Новосибирска свидетельствует о том, что на всех этапах его развития город прежде всего проявлял заботу о духовном начале, создавал объекты, формирующие его духовное лицо.
В первый же год своего существования, по инициативе инженера-строителя железнодорожного моста Г.М. Будагова, в городе открываются школа и народный театр, а 22 мая 1897 г. закладывается добротный каменный собор Александра Невского. В 1898 г. по инициативе Р.Л. Янкелевич-Чариной создается музыкально-драматический кружок.
В 1913 году по инициативе Г.Е. Авксентьева создается оркестр в составе 25 балалаечников, скрипачей, свирельщиков и других музыкантов. В 1916 г. открывается первая музыкальная школа С.Н. Заводовского по обучению игре на фортепиано, скрипке, виолончели и других оркестровых инструментах.
С 1921 г. начали активно действовать профессиональный союз работников искусств и первая артель поэтов и писателей. 22 марта 1922 г. выходит первый номер литературно-художественного и общественно-политического журнала «Сибирские огни», 15 ноября 1922 г. оперой А.С. Даргомыжского «Русалка» в городе открылся Сибирский государственный театр музыкальной драмы. Новониколаевск явил редкий пример: здесь первым появился профессиональный театр самого сложного жанра.В 1937г. создана Новосибирская Государственная Филармония. Город становится музыкальной и театральной столицей огромного края.
В плане становления профессиональной музыкальной культуры для города Новосибирска особо значимыми стали военные годы. В этой связи достаточно, вспомнить общеизвестный факт: в наш город был «эвакуирован» симфонический оркестр Ленинградской филармонии, главным дирижером которого был выдающийся музыкант ХХ века – Евгений Александрович Мравинский. Из документов по истории становления профессиональной музыкальной культуры в Новосибирске:
«С 3 сентября 1941 года по 4 июля 1944 года в Новосибирске работал симфонический оркестр ленинградской филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств РСФСР Е.А. Мравинского».
«9 июля 1942 года в Новосибирске впервые прозвучала Седьмая симфония Д. Шостаковича. Ее исполнил симфонический оркестр ленинградской филармонии, дирижировал Е.А. Мравинский. На концерте присутствовал автор».
«3 августа 1944 года в клубе им. Клары Цеткин состоялся прощальный концерт Ленинградской государственной филармонии. За три года, проведенные в Новосибирске, филармония дала 5220 концертов, из них симфонический оркестр – 53 , квартет имени А.К. Глазунова – около 500».
Композиторы М. Блантер, Г. Брук, Г. Свиридов, О. Фельцман, В. Щербачев, дирижеры Е. Мравинский, К. Зандерлинг и музыковеды И. Соллертинский, М. Друскин, Е. Орлов, К. Розеншильд, А. Рабинович, музыканты симфонического оркестра и артисты ленинградской филармонии дали мощный толчок становлению профессиональной музыкальной культуры Новосибирска и развитию культурных традиций нашего города. Художественным руководителем ленинградской филармонии в годы ее эвакуации в Новосибирск был Иван Иванович Соллертинский.
Иван Иванович был уникальным человеком – музыковед, театровед, литературовед, историк, вдохновенный собеседник, владевший двумя десятками языков, великолепный лектор, оратор и публицист, да, сверх того, еще и непревзойденный организатор, как сейчас сказали бы, талантливый менеджер. О его энциклопедической образованности, поистине гениальной эрудиции, общей высочайшей культуре до сих пор ходят легенды и предания в музыкальных и околомузыкальных кругах Новосибирска. Соллертинский, благодаря своему выдающемуся организаторскому таланту, уже в течение одного года превратил Новосибирск «в своеобразный филиал Ленинграда»: в городе зазвучала симфоническая музыка, проводились лекции и концерты. Уместно вспомнить, что и сам Иван Иванович часто читал популярные лекции по искусству. В дошедших до наших дней исторических архивах сохранились, например, данные о том, что он выступал в НИИЖТе перед военными инженерами. Его стараниями в городе Новосибирске 7 декабря 1941 года открылся воскресный лекторий по вопросам музыки, театра, литературы и живописи. В лектории принимали участие артисты Ленинградской филармонии, академического театра им. А.С. Пушкина.
В 1944-1945 гг. начинается восстановление музыкальных коллективов, прекративших свое существование в начале войны – филармонии, оркестра сибирской радиовещательной станции, одновременно организуется Сибирский народный хор. В 1944 году формируется труппа Новосибирского Государственного театра оперы и балета, а 12 мая 1945 года новый театр открылся оперой Глинки «Иван Сусанин».
В послевоенные годы в Новосибирске активно развивалась культурная жизнь. В театре оперы и балета регулярно устраивались премьеры, открывались музыкальные школы, крупнейшие коллективы страны приезжали на гастроли. В 1945 году создаётся Новосибирское музыкальное училище. Незаурядные личности и выдающиеся музыканты, беспредельно переданные музыке: М.И. Невитов, К.Н. Нечаев, Р.Г. Гинзберг, А.Ф. Штейн, О.П. Игнатович, И.А. Гутман, Е.Я. Вержаховский, Р.А. Ройтман, А.Н. Стржалковская, В.Н. Денбский, Т.И. Сироткина, Н.И. Марков стояли у истоков новосибирского профессионального музыкального образования.
В последующие годы в Новосибирске создается широкая сеть учреждений культуры и искусства, организуются крупные творческие союзы и объединения, по своему численному составу превосходящие почти все российские города. Здесь работают свыше семидесяти массовых государственных и муниципальных библиотек, картинная галерея, восемь профессиональных театров, филармония, крупные кинотеатры, цирк.
1 сентября 1956 года открывается Новосибирская Государственная Консерватория, а в 1970 при ней создаётся средняя специальная музыкальная школа.1980-е гг. богаты серьёзными творческими достижениями учащихся и педагогов. В первую очередь это связано с деятельностью струнного отделения. В октябре 1982 г. – первая крупная победа международного масштаба учеников З. Брона. На конкурсе молодых скрипачей им. Г. Венявского и К. Липиньского в Люблине (Польша) первой премии, Золотой медали и специального приза Министерства культуры ПНР «Лучший скрипач конкурса» удостоен пятиклассник Вадим Репин. Восьмиклассник В. Скляревский получает IV премию и Бронзовую медаль. Российская музыкальная общественность обращает внимание на успехи юных новосибирских скрипачей. В. Репин, В Скляревский, А. Бараховский в 1981 г. выступают в Москве в отчетных концертах НГК, в 1982 г. – в Центральном доме работников искусств. В 1982 г. прошёл сольный концерт В. Репина в Концертном зале им. Чайковского, а в 1983 он с большим успехом выступил на авторском вечере Т. Хренникова с исполнением его скрипичного концерта. Эти концерты положили начало творческого пути одного из выдающихся скрипачей нашего времени и заявили о существовании Новосибирской скрипичной школы. Ученики профессора З. Брона и М. Либермана завоевывают победы на последующих конкурсах 1980-х гг. Подлинным триумфом Новосибирской скрипичной школы стали победы Вадима Репина на Международном конкурсе в Швейцарии в 1988 г. и на конкурсе им. Королевы Елизаветы в Брюсселе в 1989 г. С 1989 г. НГК начинает проводить всесоюзные, всероссийские и международные конкурсы юных скрипачей.
В 70-80-е гг. в домах культуры и клубах работало свыше 1200 различных кружков и объединений, в них занималось более 50 тыс. человек, функционировало 45 народных и образцовых самодеятельных коллективов.
80-е годы знаменательный период в развитии дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Реализуется идея комплексного подхода в художественно-эстетическом воспитании детей, открытием учебных заведений нового типа – детских школ искусств. В настоящее время в нашем городе функционируют более 30 детских музыкальных школ и школ искусств.
Новосибирск стал зачинателем «движения за гармонь», которое благодаря братьям Заволокиным охватило всю страну. По инициативе ассоциации инвалидов «Интеграция» и её руководителя С.А. Григорова 14 июля 1998 г. в городе открыт музей-студия сибирского баяна и гармонии им. И.И. Маланина.
Гордостью сибирской и российской культуры является старейший коллектив филармонии – Новосибирский академический симфонический оркестр под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, профессора Арнольда Каца.
Многочисленные гастрольные выступления художественных коллективов города в регионах России и зарубежных странах формируют общественное мнение о Новосибирске как о крупнейшем центре искусства. Здесь выросла талантливая плеяда музыкантов и певцов, блистательных артистов балета, актеров и художников.
Комментарии
надежда replied on Постоянная ссылка (Permalink)
круто
алексей replied on Постоянная ссылка (Permalink)
огооо!
нина replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Спасибо за информацию, долго
егор replied on Постоянная ссылка (Permalink)
спс ))
наталья replied on Постоянная ссылка (Permalink)
хотелось бы поподробней
Добавить комментарий