Back to top

Музыкальная культура Новосибирска

4871

 

История Новосибирска свидетельствует о том, что на всех этапах его развития город прежде всего проявлял заботу о духовном начале, создавал объекты, формирующие его духовное лицо.

В первый же год своего существования, по инициативе инженера-строителя железнодорожного моста Г.М. Будагова, в городе открываются школа и народный театр, а 22 мая 1897 г. закладывается добротный каменный собор Александра Невского. В 1898 г. по инициативе Р.Л. Янкелевич-Чариной создается музыкально-драматический кружок.

 

В 1913 году по инициативе Г.Е. Авксентьева создается оркестр в составе 25 балалаечников, скрипачей, свирельщиков и других музыкантов. В 1916 г. открывается первая музыкальная школа С.Н. Заводовского по обучению игре на фортепиано, скрипке, виолончели и других оркестровых инструментах.

С 1921 г. начали активно действовать профессиональный союз работников искусств и первая артель поэтов и писателей. 22 марта 1922 г. выходит первый номер литературно-художественного и общественно-политического журнала «Сибирские огни», 15 ноября 1922 г. оперой А.С. Даргомыжского «Русалка» в городе открылся Сибирский государственный театр музыкальной драмы. Новониколаевск явил редкий пример: здесь первым появился профессиональный театр самого сложного жанра.В 1937г. создана Новосибирская Государственная Филармония. Город становится музыкальной и театральной столицей огромного края.

В плане становления профессиональной музыкальной культуры для города Новосибирска особо значимыми стали военные годы. В этой связи достаточно, вспомнить общеизвестный факт: в наш город был «эвакуирован» симфонический оркестр Ленинградской филармонии, главным дирижером которого был выдающийся музыкант ХХ века – Евгений Александрович Мравинский. Из документов по истории становления профессиональной музыкальной культуры в Новосибирске:

«С 3 сентября 1941 года по 4 июля 1944 года в Новосибирске работал симфонический оркестр ленинградской филармонии под управлением заслуженного деятеля искусств РСФСР Е.А. Мравинского».

«9 июля 1942 года в Новосибирске впервые прозвучала Седьмая симфония Д. Шостаковича. Ее исполнил симфонический оркестр ленинградской филармонии, дирижировал Е.А. Мравинский. На концерте присутствовал автор».

«3 августа 1944 года в клубе им. Клары Цеткин состоялся прощальный концерт Ленинградской государственной филармонии. За три года, проведенные в Новосибирске, филармония дала 5220 концертов, из них симфонический оркестр – 53 , квартет имени А.К. Глазунова – около 500».

Композиторы М. Блантер, Г. Брук, Г. Свиридов, О. Фельцман, В. Щербачев, дирижеры Е. Мравинский, К. Зандерлинг и музыковеды И. Соллертинский, М. Друскин, Е. Орлов, К. Розеншильд, А. Рабинович, музыканты симфонического оркестра и артисты ленинградской филармонии дали мощный толчок становлению профессиональной музыкальной культуры Новосибирска и развитию культурных традиций нашего города. Художественным руководителем ленинградской филармонии в годы ее эвакуации в Новосибирск был Иван Иванович Соллертинский.

Иван Иванович был уникальным человеком – музыковед, театровед, литературовед, историк, вдохновенный собеседник, владевший двумя десятками языков, великолепный лектор, оратор и публицист, да, сверх того, еще и непревзойденный организатор, как сейчас сказали бы, талантливый менеджер. О его энциклопедической образованности, поистине гениальной эрудиции, общей высочайшей культуре до сих пор ходят легенды и предания в музыкальных и околомузыкальных кругах Новосибирска. Соллертинский, благодаря своему выдающемуся организаторскому таланту, уже в течение одного года превратил Новосибирск «в своеобразный филиал Ленинграда»: в городе зазвучала симфоническая музыка, проводились лекции и концерты. Уместно вспомнить, что и сам Иван Иванович часто читал популярные лекции по искусству. В дошедших до наших дней исторических архивах сохранились, например, данные о том, что он выступал в НИИЖТе перед военными инженерами. Его стараниями в городе Новосибирске 7 декабря 1941 года открылся воскресный лекторий по вопросам музыки, театра, литературы и живописи. В лектории принимали участие артисты Ленинградской филармонии, академического театра им. А.С. Пушкина.

big

В 1944-1945 гг. начинается восстановление музыкальных коллективов, прекративших свое существование в начале войны – филармонии, оркестра сибирской радиовещательной станции, одновременно организуется Сибирский народный хор. В 1944 году формируется труппа Новосибирского Государственного театра оперы и балета, а 12 мая 1945 года новый театр открылся оперой Глинки «Иван Сусанин».

В послевоенные годы в Новосибирске активно развивалась культурная жизнь. В театре оперы и балета регулярно устраивались премьеры, открывались музыкальные школы, крупнейшие коллективы страны приезжали на гастроли. В 1945 году создаётся Новосибирское музыкальное училище. Незаурядные личности и выдающиеся музыканты, беспредельно переданные музыке: М.И. Невитов, К.Н. Нечаев, Р.Г. Гинзберг, А.Ф. Штейн, О.П. Игнатович, И.А. Гутман, Е.Я. Вержаховский, Р.А. Ройтман, А.Н. Стржалковская, В.Н. Денбский, Т.И. Сироткина, Н.И. Марков стояли у истоков новосибирского профессионального музыкального образования.

В последующие годы в Новосибирске создается широкая сеть учреждений культуры и искусства, организуются крупные творческие союзы и объединения, по своему численному составу превосходящие почти все российские города. Здесь работают свыше семидесяти массовых государственных и муниципальных библиотек, картинная галерея, восемь профессиональных театров, филармония, крупные кинотеатры, цирк.

1 сентября 1956 года открывается Новосибирская Государственная Консерватория, а в 1970 при ней создаётся средняя специальная музыкальная школа.1980-е гг. богаты серьёзными творческими достижениями учащихся и педагогов. В первую очередь это связано с деятельностью струнного отделения. В октябре 1982 г. – первая крупная победа международного масштаба учеников З. Брона. На конкурсе молодых скрипачей им. Г. Венявского и К. Липиньского в Люблине (Польша) первой премии, Золотой медали и специального приза Министерства культуры ПНР «Лучший скрипач конкурса» удостоен пятиклассник Вадим Репин. Восьмиклассник В. Скляревский получает IV премию и Бронзовую медаль. Российская музыкальная общественность обращает внимание на успехи юных новосибирских скрипачей. В. Репин, В Скляревский, А. Бараховский в 1981 г. выступают в Москве в отчетных концертах НГК, в 1982 г. – в Центральном доме работников искусств. В 1982 г. прошёл сольный концерт В. Репина в Концертном зале им. Чайковского, а в 1983 он с большим успехом выступил на авторском вечере Т. Хренникова с исполнением его скрипичного концерта. Эти концерты положили начало творческого пути одного из выдающихся скрипачей нашего времени и заявили о существовании Новосибирской скрипичной школы. Ученики профессора З. Брона и М. Либермана завоевывают победы на последующих конкурсах 1980-х гг. Подлинным триумфом Новосибирской скрипичной школы стали победы Вадима Репина на Международном конкурсе в Швейцарии в 1988 г. и на конкурсе им. Королевы Елизаветы в Брюсселе в 1989 г. С 1989 г. НГК начинает проводить всесоюзные, всероссийские и международные конкурсы юных скрипачей.

В 70-80-е гг. в домах культуры и клубах работало свыше 1200 различных кружков и объединений, в них занималось более 50 тыс. человек, функционировало 45 народных и образцовых самодеятельных коллективов.

80-е годы знаменательный период в развитии дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Реализуется идея комплексного подхода в художественно-эстетическом воспитании детей, открытием учебных заведений нового типа – детских школ искусств. В настоящее время в нашем городе функционируют более 30 детских музыкальных школ и школ искусств.

Новосибирск стал зачинателем «движения за гармонь», которое благодаря братьям Заволокиным охватило всю страну. По инициативе ассоциации инвалидов «Интеграция» и её руководителя С.А. Григорова 14 июля 1998 г. в городе открыт музей-студия сибирского баяна и гармонии им. И.И. Маланина.

Гордостью сибирской и российской культуры является старейший коллектив филармонии – Новосибирский академический симфонический оркестр под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственной премии, профессора Арнольда Каца.

Многочисленные гастрольные выступления художественных коллективов города в регионах России и зарубежных странах формируют общественное мнение о Новосибирске как о крупнейшем центре искусства. Здесь выросла талантливая плеяда музыкантов и певцов, блистательных артистов балета, актеров и художников.

Поставь лайк

up
Проголосовали 39 пользователей.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image