Прошлое и будущее Сибревкомовского моста (1925–2022 гг.)
Я, как житель города Новосибирска, интересуюсь историей своей малой родины. Мне интересно узнавать о предметах, сооружениях, окружающих меня. Каждый день я хожу в лицей через непримечательный, вполне обыденный мостик, так называемый Сибревкомовский мост (мост через реку Каменку по улице Сибревкома). Вместе со мной проходят через мостик сотни, а то и тысячи человек в день. Мостик этот пешеходный, он невысок, под ним находится автострада. Единственная примечательная вещь в нем – это портальные колонны в створах, значение которых простому обывателю, не интересующемуся историей родного города, непонятно. Какого же было мое удивление, когда на старинной фотографии я обнаружил, что ранее мост был очень высокий и соединял два берега реки!
Сотни жителей города, проходя каждый день по мосту, возможно даже и не догадываются о былом величии моста.
Вашему вниманию на рисунках представлены изображения моста с разницей в 90 лет (виды 2021 и 1931 годов).
90 лет! За это время мост из доминанты городского пейзажа превратился во второстепенную деталь, которую не каждый и вспомнит. Тем не менее это не делает его исторически и функционально менее ценным.
Обратившись за информацией в Государственный архив Новосибирской области, к изданиям об истории города Новосибирска, а также к фотографиям и воспоминаниям жителей наяву и в сети интернет, я смог проследить весь путь преображения моста. Для меня стало понятно зачем мост построили, почему он походил на «шагающего Гулливера», как на месте реки появилась автострада. Изучая проекты благоустройства Новосибирска, я нашел информацию о перспективах реконструкции моста в будущем.
Прослеживая историю моста, поражаешься полету мысли архитекторов, конструкторов, строителей, знакомишься с глобальными замыслами градостроительства, амбициозными идеями, превращенными в жизнь.
О строительстве капитального моста через реку Каменку стали задумываться еще в 1910-е годы, практически с основания города Новосибирска. Из всех малых рек, текущих в реку Обь с правого берега в районе современного города, Каменка была самой крупной и полноводной. Ее долина рассекала город словно сабельный удар. Резко обрывающиеся высокие и крутые берега делали практически невозможным пешее преодоление, особенно в дождливую погоду, а уж о пересечении на транспорте вообще речи не шло.
Низенькие временные переправы приходили в негодность и часто сносились, особенно когда Каменка разливалась. Поэтому требовалось создать капитальный мост для преодоления этой речки.
В итоге с 1925 года по 1926 год был построен мост, проект которого разработал профессор Томского технологического института, инженер путей сообщения М. А. Ульянинский. Это высокий (около 23 м) и современный железобетонный мост на тонких опорах, соединяющий два высоких берега, на крутых склонах которых ютились крошечные избы.
Возведение Сибревкомовского моста дало существенный толчок в дальнейшем развитии города. Более четырех десятков лет мост интенсивно использовался для движения общественного транспорта: троллейбусов и автобусов, правда, трамвай, как первоначально задумывалось, по нему так и не пошел.
Тем не менее каньон реки, рассекающий город, с сетью прилегающих оврагов был серьезной проблемой для растущего города, его транспортных и иных коммуникаций. В 70-х годах город запланировал для моста перемену участи – речку Каменку решили замыть, а мост сделать пешеходным, его транспортные функции брала на себя новая Октябрьская эстакада.
Замыв реки – легендарный проект с поражающими масштабами. В итоге реку заковали в коллектор, большая часть стройных опор Сибревкомовского моста оказалась скрыта, его высота уменьшилась на 2/3, и под мостом проложили автостраду.
Интересен тот факт, что при изучении истории строительства и функционирования моста, казалось бы, просто инженерного сооружения, находишь в прошлом яркие моменты обыденной жизни простых людей. Старожилы города с теплотой вспоминают о магазинчике «на приступках» к мосту с вкуснейшей выпечкой и конфетами, кто-то помнит, как в детстве через мост ходил на демонстрации на Красный проспект, проезжал на троллейбусе, а кто-то рассказывает и бандитскую историю, уже почти легенду, о том, как простая девушка «победила» на мосту грабителя.
История на самом деле интересная:
Якобы зимой 1945 года поздним зимним вечером брела по мосту в скользких интеллигентских ботиках то ли секретарша, то ли машинистка, в общем, труженица какой-то кроткой, бумажной профессии. В руках барышня бережно несла два укутанных платками бидончика – один с топленым маслом, другой с молоком. Ноша по меркам зимы 1945 года была драгоценной. А с другой стороны моста барышню уже высмотрел соколиным взором удалой бандит. Он выбежал на мост в упругих пимах-самовалках, легко сшиб шаткую жертву и уже праздновал охотничью удачу. Но фарт изменил удальцу. Драгоценные бидоны выскользнули из обмоток и разлились. В жизни женщины военной поры такая утрата была поводом для огромной, священной ярости. Дамочка вскочила на ноги, а металлические бидоны стали в ее руках грозным оружием. На голову бандита обрушился град «эмалированных» ударов. Контратака женщины была такой яростной, что бандит ошалело кружился на месте, пытаясь укрыться от разящих сосудов. Потом женщина-птичка погнала посрамленного «сокола» с моста, долбя бидонами и разрывая уши яростным криком. Малолетки из банды, собравшиеся на бровке Каменского оврага, с удивлением наблюдали бегство вожака. Авторитет бандита был потерян навсегда. После проведения искусственного освещения в 60-х годах Сибревкомовкий мост перестал быть опасным местом.
Несомненно, Сибревкомовксий мост берет на себя значительную нагрузку по пешеходному потоку. Недалеко от моста находится станция метро Октябрьская. Жители и гости города легко могут попасть через мост от станции метро в самое начало Красного проспекта – главной транспортной артерии города. Также в близлежащих к мосту частях города находится множество зданий с большим количеством работающих в них людей, например, только по улице Серебренниковской находятся один из головных офисов Сбербанка, швейная фабрика Синар, различные госучреждения, МБОУ Лицей № 12. А вдоль улицы Кирова в Октябрьском районе вытянулась череда высотных зданий бизнес-центров, ГПНТБ СО РАН, Сибирский институт управления (филиал РАНХиГС). Весь день по мосту не прекращается движение: люди идут на работу или с работы, школьники и студенты торопятся на учебу или домой, пешком, на самокатах и велосипедах спешат к клиентам службы доставки. Степенно идут, останавливаясь, чтобы сфотографироваться, прогуливающиеся. В утренние и вечерние часты, а также в обеденное время на мосту царит аншлаг. Наверное, с высоты птичьего полета, движение по мосту напоминает муравьиную тропу. Лишь в ночное время движение по мосту затихает. Предположительно, в утреннее время с 7:30 до 9:30 по мосту проходит порядка 500-800 человек. Однозначно, пешеходный путь через Сибревкомовский мост является очень удобным и широко используемым жителями и гостями города.
Сейчас состояние моста плачевное, требуется ремонт. Никакого охранного статуса у моста нет, а это значит, что город запросто может потерять мост, в котором раньше так нуждался и которым так гордился. Но перспективы у моста скорее радужные – запланирована реконструкция в 2022 году.
Для распространения информации о мосте мною создана веб-страницы (лендинг) о мосте http://sibrevmost.nsk.tilda.ws/
История моста интересна, преображение удивительно, об это надо поведать жителям и гостям города.
Для меня наследие истории Сибревкомовского моста заключается в сохранении памяти, популяризации исторических ценностей города, прививании любви к родине через познание истории своего дома, чтобы не дать забыть и уничтожить сооружения, с которыми связаны интереснейшие моменты прошлого нашей родины.
Комментарии
Александра replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Интересная статья, много
Марина replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Очень часто мы не замечаем то
Яна replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Спасибо большое за статью!
Сабина replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Большое спасибо за такую
Дарья replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Очень хорошая статья. С
Евгения replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Часто хожу по этому мосту и
Наталия replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Максим, спасибо за интересную
Наталия replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Отличная статья. Впечатлила
Марина replied on Постоянная ссылка (Permalink)
На прошлой неделе стали вести
Игорь replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Странно, что мало лайков. А
Даниленко Ксения replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Привет землякам! Отличная
Добавить комментарий