Back to top

Прошлое и будущее Сибревкомовского моста (1925–2022 гг.)

Я, как житель города Новосибирска, интересуюсь историей своей малой родины. Мне интересно узнавать о предметах, сооружениях, окружающих меня. Каждый день я хожу в лицей через непримечательный, вполне обыденный мостик, так называемый Сибревкомовский мост (мост через реку Каменку по улице Сибревкома). Вместе со мной проходят через мостик сотни, а то и тысячи человек в день. Мостик этот пешеходный, он невысок, под ним находится автострада. Единственная примечательная вещь в нем – это портальные колонны в створах, значение которых простому обывателю, не интересующемуся историей родного города, непонятно. Какого же было мое удивление, когда на старинной фотографии я обнаружил, что ранее мост был очень высокий и соединял два берега реки!

Сотни жителей города, проходя каждый день по мосту, возможно даже и не догадываются о былом величии моста.

Вашему вниманию на рисунках представлены изображения моста с разницей в 90 лет (виды 2021 и 1931 годов).

 

90 лет! За это время мост из доминанты городского пейзажа превратился во второстепенную деталь, которую не каждый и вспомнит. Тем не менее это не делает его исторически и функционально менее ценным.

Обратившись за информацией в Государственный архив Новосибирской области, к изданиям об истории города Новосибирска, а также к фотографиям и воспоминаниям жителей наяву и в сети интернет, я смог проследить весь путь преображения моста. Для меня стало понятно зачем мост построили, почему он походил на «шагающего Гулливера», как на месте реки появилась автострада. Изучая проекты благоустройства Новосибирска, я нашел информацию о перспективах реконструкции моста в будущем.

Прослеживая историю моста, поражаешься полету мысли архитекторов, конструкторов, строителей, знакомишься с глобальными замыслами градостроительства, амбициозными идеями, превращенными в жизнь.

О строительстве капитального моста через реку Каменку стали задумываться еще в 1910-е годы, практически с основания города Новосибирска. Из всех малых рек, текущих в реку Обь с правого берега в районе современного города, Каменка была самой крупной и полноводной. Ее долина рассекала город словно сабельный удар. Резко обрывающиеся высокие и крутые берега делали практически невозможным пешее преодоление, особенно в дождливую погоду, а уж о пересечении на транспорте вообще речи не шло.

Низенькие временные переправы приходили в негодность и часто сносились, особенно когда Каменка разливалась. Поэтому требовалось создать капитальный мост для преодоления этой речки.

В итоге с 1925 года по 1926 год был построен мост, проект которого разработал профессор Томского технологического института, инженер путей сообщения М. А. Ульянинский. Это высокий (около 23 м) и современный железобетонный мост на тонких опорах, соединяющий два высоких берега, на крутых склонах которых ютились крошечные избы.

Возведение Сибревкомовского моста дало существенный толчок в дальнейшем развитии города. Более четырех десятков лет мост интенсивно использовался для движения общественного транспорта: троллейбусов и автобусов, правда, трамвай, как первоначально задумывалось, по нему так и не пошел.

Тем не менее каньон реки, рассекающий город, с сетью прилегающих оврагов был серьезной проблемой для растущего города, его транспортных и иных коммуникаций. В 70-х годах город запланировал для моста перемену участи – речку Каменку решили замыть, а мост сделать пешеходным, его транспортные функции брала на себя новая Октябрьская эстакада.

Замыв реки – легендарный проект с поражающими масштабами. В итоге реку заковали в коллектор, большая часть стройных опор Сибревкомовского моста оказалась скрыта, его высота уменьшилась на 2/3, и под мостом проложили автостраду.

Интересен тот факт, что при изучении истории строительства и функционирования моста, казалось бы, просто инженерного сооружения, находишь в прошлом яркие моменты обыденной жизни простых людей. Старожилы города с теплотой вспоминают о магазинчике «на приступках» к мосту с вкуснейшей выпечкой и конфетами, кто-то помнит, как в детстве через мост ходил на демонстрации на Красный проспект, проезжал на троллейбусе, а кто-то рассказывает и бандитскую историю, уже почти легенду, о том, как простая девушка «победила» на мосту грабителя.

История на самом деле интересная:

Якобы зимой 1945 года поздним зимним вечером брела по мосту в скользких интеллигентских ботиках то ли секретарша, то ли машинистка, в общем, труженица какой-то кроткой, бумажной профессии. В руках барышня бережно несла два укутанных платками бидончика – один с топленым маслом, другой с молоком. Ноша по меркам зимы 1945 года была драгоценной. А с другой стороны моста барышню уже высмотрел соколиным взором удалой бандит. Он выбежал на мост в упругих пимах-самовалках, легко сшиб шаткую жертву и уже праздновал охотничью удачу. Но фарт изменил удальцу. Драгоценные бидоны выскользнули из обмоток и разлились. В жизни женщины военной поры такая утрата была поводом для огромной, священной ярости. Дамочка вскочила на ноги, а металлические бидоны стали в ее руках грозным оружием. На голову бандита обрушился град «эмалированных» ударов. Контратака женщины была такой яростной, что бандит ошалело кружился на месте, пытаясь укрыться от разящих сосудов. Потом женщина-птичка погнала посрамленного «сокола» с моста, долбя бидонами и разрывая уши яростным криком. Малолетки из банды, собравшиеся на бровке Каменского оврага, с удивлением наблюдали бегство вожака. Авторитет бандита был потерян навсегда. После проведения искусственного освещения в 60-х годах Сибревкомовкий мост перестал быть опасным местом.

Несомненно, Сибревкомовксий мост берет на себя значительную нагрузку по пешеходному потоку. Недалеко от моста находится станция метро Октябрьская. Жители и гости города легко могут попасть через мост от станции метро в самое начало Красного проспекта – главной транспортной артерии города. Также в близлежащих к мосту частях города находится множество зданий с большим количеством работающих в них людей, например, только по улице Серебренниковской находятся один из головных офисов Сбербанка, швейная фабрика Синар, различные госучреждения, МБОУ Лицей № 12. А вдоль улицы Кирова в Октябрьском районе вытянулась череда высотных зданий бизнес-центров, ГПНТБ СО РАН, Сибирский институт управления (филиал РАНХиГС). Весь день по мосту не прекращается движение: люди идут на работу или с работы, школьники и студенты торопятся на учебу или домой, пешком, на самокатах и велосипедах спешат к клиентам службы доставки. Степенно идут, останавливаясь, чтобы сфотографироваться, прогуливающиеся. В утренние и вечерние часты, а также в обеденное время на мосту царит аншлаг. Наверное, с высоты птичьего полета, движение по мосту напоминает муравьиную тропу. Лишь в ночное время движение по мосту затихает. Предположительно, в утреннее время с 7:30 до 9:30 по мосту проходит порядка 500-800 человек. Однозначно, пешеходный путь через Сибревкомовский мост является очень удобным и широко используемым жителями и гостями города.

Сейчас состояние моста плачевное, требуется ремонт. Никакого охранного статуса у моста нет, а это значит, что город запросто может потерять мост, в котором раньше так нуждался и которым так гордился. Но перспективы у моста скорее радужные – запланирована реконструкция в 2022 году.

Для распространения информации о мосте мною создана веб-страницы (лендинг) о мосте http://sibrevmost.nsk.tilda.ws/

История моста интересна, преображение удивительно, об это надо поведать жителям и гостям города.

Для меня наследие истории Сибревкомовского моста заключается в сохранении памяти, популяризации исторических ценностей города, прививании любви к родине через познание истории своего дома, чтобы не дать забыть и уничтожить сооружения, с которыми связаны интереснейшие моменты прошлого нашей родины.

Поставь лайк

up
Проголосовал 61 пользователь.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image