Back to top

Знакомьтесь: Константин великоросс

Конечно, у меня еще мало собственного жизненного опыта, чтобы рекомендовать что-то своим сверстникам. Да и получится ли? Но все же…

Общаясь со своими друзьями, я больше обсуждаю с ними события каждодневной жизни. Когда иду в театр или кинозал, рассказываю о том, что посмотрела. Иногда выезжаем с классом на экскурсию – тоже тема для обсуждения. А вот пару лет назад мы были в Казани. Случайно попали в художественный музей К. Васильева. Мне кажется, моим друзьям стоит узнать об этом художнике. Имя его не приобрело мировую известность. Но, я думаю, мы должны знать о своих соотечественниках, которые преданно любили родину, несмотря на непризнание при жизни, любили, и никакие жизненные трудности не заставили их отказаться от своего творческого пути. Поэтому-то и хочется рассказать об этом русском художнике, имя которому Константин Васильев.

Когда-то Вильгельм Кюхельбекер, поэт, друг Пушкина, написал:

 «Горька судьба поэтов всех племен;

Тяжеле всех судьба казнит Россию…»

Эти строки можно отнести и к художнику К. Васильеву. В полной мере понять этого художника и его картины невозможно без его биографии. И для того чтобы лучше узнать о его жизни, я обратилась за помощью в Музей Константина Васильева в Казани. Работник музея Ольга Вечканова ответила на мою просьбу и предоставила мне нужную информацию.

Константин Васильев – это советский художник с непростой судьбой. Это ребенок военного времени. И хотя во время войны он был еще младенцем, война жила в его сердце и памяти рассказами отца-фронтовика и матери, попавшей в оккупацию и чудом спасшейся. Не случайно же в его творчестве появляются картины, посвященные этим годам: «Прощание славянки», «Тоска по родине», «Нашествие» и другие.

И в дальнейшем жизнь самого художника и его семьи складывалась трудно. Константину Алексеевичу довелось пережить непризнание со стороны профессиональных критиков и художников, материальные затруднения, а порой и нищету.

Художественная деятельность Васильева берет своё начало в 1953 году, когда он поступает в московскую художественную школу-интернат. Но, к сожалению, его быстро начинает тяготить учеба, от него требуют строгого соответствия академическому стилю, а он ищет свое, собственное.

В 1957 году семейные обстоятельства заставляют его перевестись в Казанское художественное училище, где он по-настоящему ощущает, что такое свободное творчество. Тут художник начинает искать себя. Появляются картины в самых необычных стилях, таких как абстракционизм и сюрреализм. В их числе картины «Струна» и «Музыка». Но вскоре русского художника перестают интересовать эти направления в искусстве. Как говорил сам художник, «единственное, чем интересен сюрреализм, это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства». А выражение своих самых глубоких и даже скрытых чувств является одной из основных целей любого творца.

Константин Васильев начинает писать на тему того, что для него ближе всего, на тему русских сказок, былин, мифов. Интерес к этим темам складывался не без влияния на художественный мир Васильева творчества его любимого русского художника В. М. Васнецова. Постепенно у художника вырабатывается его особенный и легко узнаваемый стиль рисования, который был оценен только после смерти Васильева. До этого его картины не выставлялись и не считались искусством.

Тут появляется вполне логичный вопрос. А что вообще можно назвать искусством? Если верить статье российского писателя и драматурга Евгения Валерьевича Гришковца, то искусство – это то, что вызывает любые сильные эмоции. «Настоящее искусство… можно только чувствовать… Именно поэтому нет никаких объективных и внятных критериев и признаков того, что одно произведение искусством является, а другое – нет. Очевидность величия того или иного произведения искусства одному человеку совершенно недоказуема другому, который этого величия не чувствует и не видит», – пишет Евгений Валерьевич. А народ чувствовал и видел величие в картинах Васильева. Он любил их за близость к нему и к народному творчеству.

Трогательный поэтический мир образов художника не может оставить равнодушным тех, кто видит его картины. В них и философские размышления об исторических корнях славянских племен, и мифология, и любимый русский пейзаж. Размышляя над сюжетами своих картин, создаваемых по мифологическим сюжетам, Константин Алексеевич Васильев проводит немало времени в архивах и библиотеках. Так рождается его собственное толкование мифа. Мифологический сюжет сливается у Васильева воедино с русским пейзажем. Суровая северная природа и такие же суровые люди всегда привлекали внимание художника, хотя родился он далеко от севера, а жизнь его прошла в поволжском селе Васильево под Казанью.

 Больше всего моё внимание захватила картина «Северный орел». Само название – уже загадка. Почему орел? Ведь на картине изображен человек. Но разгадка довольно проста: все дело в предыстории, которая вдохновила художника на написание этой картины.  Из повести Константин великоросс О. Е. Шорникова – друга художника, мы узнаем эту причудливую историю.

«...если появлялась подходящая мысль – картина рождалась мгновенно, как например “Северный орел”. Есть у меня запись, сделанная в амбарной книге осенью 1969 года. “Орел (какая-то птица из этой породы) сидел на краю оврага и расправлял клювом перья. Цвет – бархатисто-коричневый, пестроватый. За шумом ветра в стерне не слышно шагов, и я подошел к нему сзади почти вплотную. Он расправляет перья под крылом и ничего не замечает, но вдруг, подняв хищную голову, уставил на меня, как-то весь, сразу, круглый блестящий серый глаз и в ту же минуту громадно осенил землю крылами и взмыл вверх и в сторону, повернув ко мне царственную голову. И поля, и леса стали видны мне как бы сверху...” Несколько погодя, я рассказал Косте об этой встрече, а он, выслушав очень внимательно, сразу заявил: “Сделаю картину и назову ее “Северный орел”. Через две недели он созвал нас, друзей, на открытие этой картины; она стояла на мольберте, закрытая холстом. Запустив на магнитофоне ту самую фонограмму с русскими песнями, Костя снял покрывало, и я увидел не птицу, как ожидал почему-то, а мужика с топором в зимнем лесу... Песни на магнитофоне сменяли одна другую, все лучше и глубже, а мы смотрели на это чудо и странно: вроде бы не то изображено, что я видел, и одновременно именно то, но крупнее, шире, царственней».

Первое, что приковывает внимание, – это глаза мужчины. Этот всевидящий, всепроникающий и таинственный взор буквально буравит зрителя. Все остальное меркнет, теряется на фоне по сравнению с ним. Картина словно говорит с нами одним лишь взглядом, взглядом орла.

Следующее, что вызывает интерес, – это не менее величественный мужчина. Мы видим большие, могучие плечи сурового человека. Плечи, которые как будто продолжаются мохнатыми заснеженными ветками ели. Как крылья хищной птицы распластываются по небу, так и плечи героя раздвинулись вширь по горизонтали картины. Название картины – это авторская метафора. Именно так видит художник образ гордого, сурового славянина, который никого и ничего не боится.

Ель тоже изображена необычно. А именно её ветки: они не смотрят вниз под тяжестью снега, как это должно было быть, нет, они направлены вверх, они напоминают крылья орла, когда тот взлетает в небо.

 Цветовая палитра картины небогата: серебристо-белые, серые и сине- голубые тона. Снег сияет белизной, сливаясь с белыми стволами зимних берез. И только ярко краснеют оставшиеся с глубокой осени замерзшие ягоды рябины. Да и нужны ли здесь яркие краски, когда по центру картины стоит такой человек. Это не воин, это хозяин леса, хозяин своей земли, который никогда не позволит чужому, врагу войти в эту тайгу.

Образы воинов часто появляются на картинах Васильева. Это картины, посвящённые Великой Отечественной Войне, среди них «Парад 1941», «Портрет маршала Г. К. Жукова». Часто встречается этот образ на картинах, связанных с древней историей Руси и ее мифологией: «Поединок Пересвета с Челубеем», «Русский витязь», «Битва Добрыни Никитича со Змеем» и другие. Птица – тоже частный образ картин Константина Алексеевича. Это и мудрый филин на картине «Человек с филином» как осмысление загадочности, познаваемости и непознанности жизни, и вновь гордый вольный орел на картине «Отечество». Этот взгляд с высоты птичьего полета на просторы родной земли, несмотря на некоторую мрачность общего тона картины, говорит о большом чувстве гордости за свою землю, а это свободное парение как символ свободной человеческой мысли, того, что всегда так ценил художник.

«Его жизнь была – коротка. Его трагичная гибель – загадочна. Его посмертная слава – оглушительна».

Поставь лайк

up
Проголосовали 112 пользователей.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image