Отличник – это хорошо?
Наверное, каждый из нас хоть раз наблюдал за ситуацией, когда родители отчаянно пытаются донести до ребёнка светлую мысль о том, что главное – это учеба и отметки. «Окончить школу с золотой медалью, поступить в престижный вуз, получить высокую должность на работе», – многие взрослые считают, что именно такими целями должен задаваться ученик, и уже с детства навязывают своему чаду мнение о том, что всегда и везде надо быть первым. Действительно ли это так важно? Попробуем разобраться.
Расскажу одну историю. С детства Саша была активным ребенком. Она обожала различные игры и не упускала возможности поучаствовать в любой затее. Казалось, ей интересно абсолютно всё. Не было случая, чтобы малышка воротила от чего-нибудь нос или начинала дело с претензии «это я делать буду, а это – нет». Напротив, она с большим интересом стремилась попробовать себя в различных сферах деятельности, и это стремление, безусловно, находило отклик у взрослых. Родители Саши рано заметили её потенциал, и с каждым годом требования к юному дарованию возрастали.
Поступив в первый класс, Саша со свойственной ей внимательностью и интересом к знаниям быстро вошла во вкус и уже через пару месяцев стала негласным лидером среди одноклассников. Обычно дети не любят, когда сверстник превосходит их в интеллекте и ярко демонстрирует это, но ко всему прочему Саша была удивительно обаятельным и милым ребёнком, и ей почему-то простили такое превосходство. А те, кому всё же было завидно и обидно, не решались в этом признаться. Родители же ликовали. Ребенок радует ежедневными успехами в школе – что может быть лучше? Да и самой девочке похвала со стороны педагогов только льстила.
Четыре года начальной школы Саше дались на ура. Первые места на олимпиадах, участие в самых популярных конкурсах. И самые красивые куклы в дар от родителей в качестве награды за старания. Дома девочке не уставали напоминать, какая она умница и красавица.
Начало пятого класса. В связи с переездом семьи Сашу определили в новую школу. Дух победителя по-прежнему жил в маленьком хрупком теле девочки, и, зайдя в неизведанный для неё храм науки, она с уверенностью шагала по незнакомым длинным коридорам, уже заранее определив себя ведущей в будущем классе. Успехи былых лет придавали ей сил, а бесконечные разговоры родителей о незаменимости и гениальности их ребёнка понемногу превращали Сашу в некую звезду. Но, увы, она светила только внутри их семьи, для чужих учителей и ребятишек Саша пока что представлялась заурядной пятиклассницей.
Учиться в новой школе в прежнем темпе оказалось не так-то просто. Родители начинали хмурить лоб, но надеялись, что это лишь период адаптации, и через месяц всё наверняка наладится. Но проходит уже два месяца учебы в новом заведении, а показатели становятся только хуже. Объём работы, который свалился на Сашу, явно не соответствовал её ожиданиям: он в разы превышал тот, что требовался к выполнению в прежней школе. Отсутствие понимания того, как действовать дальше, привело к постоянному стремлению сбежать с уроков. А родители, вместо того, чтобы понять состояние дочери и помочь, становились раздражительными и требовали каких-то немыслимо высоких, просто космических результатов.
Сколько судеб рушится, сколько людей (не только детей) замыкаются в себе по одной простой причине: они не знают, не понимают, как можно один раз взять и позволить себе быть неидеальным? «Я ведь всю жизнь работал как проклятый, старался всё до мельчайших деталей довести до совершенства, и сейчас, казалось бы, в такой важный момент моя схема нарушилась?» – думает человек, некогда делавший всё на «пять». И возникает вопрос: а хорошо ли это – быть отличником? Всегда действовать правильно, безукоризненно выполняя предъявленные требования?
Я думаю, что обладать знаниями – это высшая степень богатства, а стремление к познанию себя и окружающего мира – достойная цель жизни. Но мы ставим вопрос именно относительно того, хорошо ли стремиться делать всё только на отлично.
К сожалению, иногда желание любую работу довести до совершенства переходит в фанатическое стремление быть только первым. Отсюда завышенные требования к себе и окружающим. Человек стремится окутать себя некой вуалью, создать видимость того, что у него всё хорошо, даже когда ему очень плохо. Страх сделать что-то не так, боязнь потерять авторитет в глазах общественности – вот спутники убеждённого перфекциониста. И зачастую корни этого недуга можно найти в глубоком детстве.
На примере Саши мы видим, что любая неудача таких «отличников» загоняет в депрессию. А всё потому, что им в своё время не дали понять, что их любят такими, какие они есть: красивыми и не очень, идеальными и с недостатками, и в минуты успеха, и в минуты поражения. Во взрослой жизни приходится нелегко тому, кто по привычке детства пытается делать всё на «пять», а если первым быть не удаётся, он ломается после неудач. Время от времени его будет посещать чувство зависти и злости ко всем, кто в чем-то преуспел. «Подруга успешно вышла замуж, приятель устроился в крупную фирму, соседка минимум три раза в год летает за границу, а я – нет! Почему всё так несправедливо?» – будет говорить себе он, так и не понимая, за кем гнаться.
Учиться хорошо – это действительно достойно, но мы не должны оказаться в плену у пятёрок. Ведь аттестат – всего лишь бумажка, и при случае вас обязательно попросят оправдать свои знания. Будет очень обидно, если то, что закреплено формально, не отражает ваш внутренний мир. Стремиться к знаниям – похвально, но еще важно научиться прислушиваться к себе, не давать «пятёркам» поработить вас. Каждый человек – индивидуальность, и главная задача – её сохранить. А с золотой медалью или без – решать только вам.
Комментарии
Лидия Елисеева replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Замечательная статья! Очень
Анатолий replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Интересное развитие темы.
Артур Алипов replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Автор статьи Алина
Гость replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Хорошая статья, очень нужная
Гульнура replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Интересная статья, особенно
Добавить комментарий