Back to top

Человек долга

«Жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение, жизнь – тяжёлый труд. Не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы возвышенны они ни были, а исполнение долга – вот о чём следует заботиться человеку», – писал когда-то Иван Сергеевич Тургенев, известный русский писатель.

Человек долга… Легка ли его жизнь? Умеет ли он мечтать, быть счастливым? Сегодня мы понимаем: человек долга – личность разносторонняя. В МБОУ СОШ № 90 ХЭЦ Ленинского района города Новосибирска  есть такой человек.  Татьяна Афонасьевна Власова, директор школы,  считает, что «научилась просто, мудро жить». Предшествовало этому «во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте…». Она именно так и живёт, всё время схватывая нить судеб, событий.

Родилась Татьяна Афонасьевна 13 апреля 1949 года. Родина её ­– милый сердцу край – Зауралье, Курганская область. Послевоенное время, само по себе очень сложное, омрачено было для девятилетней Тани ещё и смертью матери. В санаторный детский дом все четыре сестрички попали ещё во время болезни мамы. Она очень не хотела, чтобы дети знали о последствиях её неизлечимого заболевания.

Детство – золотая пора жизни человека. Но это ещё и время, когда в нём закладывается главное – доброе отношение к миру и людям. Татьяна Афонасьевна после ухода матери никогда не произносила слова «мама». «Я забыла, как произносится это слово – мама: некому было его говорить». Потом, как будто что-то вспомнив, добавила: «Потеря матери – это страшно. Я всё время хотела, чтобы мама вдруг появилась и уже не покидала нас никогда. Прошло уже много лет, а она, по-прежнему, мой ангел-хранитель, всегда рядом: подскажет, как поступить, поможет, если трудно».

Вскоре старшая из сестёр, восемнадцатилетняя Валентина, все заботы и тяготы семьи взвалила на свои плечи. Благодаря её стараниям, Татьяна училась на дневном отделении института.  «Мы формировали себя сами. Да и как иначе? Жизнь была у меня жестокой и суровой, мудрые уроки преподносила. Уже тогда я поняла: каждый делает свою судьбу сам. Обучаясь в институте, летом я работала. Немногое тогда мы могли себе позволить. Помню, как по окончании учёбы с первой зарплаты я купила несколько килограмм конфет «Мишка на Севере» и… объелась. До сих пор помню этот момент».

Юная Татьяна шла по жизни человеком целеустремлённым: и в школе, и в институте она была секретарём комитета комсомола. Вскоре девушке предложили выбрать: работа в райкоме комсомола, аспирантура и древние языки, либо школа.  «И я, романтик по натуре, выбрала профессию учителя. Переезд в большой Новосибирск с Урала по непредсказуемости ощущений напоминал перемещение американцев в Россию: я ехала к могучим кедрам, кедровым шишкам и медведям, – смеётся Татьяна Афонасьевна. – Многие тогда удивились моему выбору. А мне раздумывать было недосуг: нужно было поднимать на ноги Александру, младшую сестрёнку, как когда-то старшая поднимала меня». И о чём-то задумавшись, Татьяна Афонасьевна продолжила: «Забота объединяет людей, скрепляет отношения между ними: скрепляет семью, дружбу, скрепляет односельчан и жителей большого города, скрепляет целую страну. Этим мы и сильны».

Профессиональный выбор – ещё один ответственный момент в жизни каждого из нас. Татьяна Афонасьевна мечтала быть медиком: очень сильно  потрясла её смерть мамы. Но судьба распорядилась иначе.  «В девятом классе, – вспоминает она, – я влюбилась в учителя русского языка и литературы – в удивительную, умную, красивую Нину Петровну. Тогда нас семеро  в классе выбрали своей профессией профессию учителя».

Уже в начале освоения секретов педагогического мастерства Татьяна Афонасьевна часто задумывалась над смыслом того, что делает. Она глубоко убеждена: «Чтобы быть учителем, надо быть энциклопедистом. Это первое. Второе – к одиннадцатому классу я должна привести ребёнка к такой высоте, когда он знает больше меня. Если не сумела сделать этого, значит, я не поставила ему лестницу, по которой он может взобраться на вершину». Стремление к высоте диктовало ей правило работать в классах с углублённым изучением предметов. «Для моих ребят отличить английский сонет от итальянского не составляло большого труда, а сочинить рубаи или хокку было огромным удовольствием. Театр – ещё одно увлечение и страсть моих одиннадцатиклассников. Их у меня было три выпуска. Сегодня все они состоявшиеся, успешные люди. Во многом этому способствует учитель. Отсюда моё кредо: «Учитель должен быть интересен ученику!» – заключает Татьяна Афонасьевна.

На вопрос «думали ли Вы когда-нибудь, что станете директором школы?» ответила утвердительно, пояснив, что основным и главным её качеством всегда была и остаётся ответственность, за принятие решений в том числе.

Ответственно отнеслась Татьяна Афонасьевна к обязанности старшей вожатой и руководителя школьного театра, внимая каждому слову Валентины Ивановны Чидиной, завуча 90-й, оказавшейся настоящим наставником для Татьяны Афонасьевны. «Раньше ведь завучи по целому месяцу занимались с молодым учителем и оказывали ему методическую помощь!» – восхищается Татьяна Афонасьевна.

1 сентября пришла она в школу, а 4 октября с той же самой большой ответственностью вступила в должность заместителя директора по воспитательной работе. Ответственно и серьёзно восприняла Татьяна Афонасьевна, вернувшаяся из Сочи, где отдыхали с семьёй, сообщение Любови Григорьевны Фокиной: «Вы будете директором». «Молодой, загоревшей, модненькой, – смеётся Татьяна Афонасьевна, – приступила я к ремонту школы, который был ещё не завершён. Я видела большую дыру в стене на месте нынешнего крыльца и думала: до приёмки осталось 10 дней! Но упорства мне было не занимать, и этот первый трудный экзамен на директорский чин я выдержала: школу комиссия приняла».

Потом у этого крыльца Татьяна Афонасьевна посадит деревце. «У берёзки, – говорит она, – два ствола, два разветвления. Это я и моя семья – школа». Так и держатся они сегодня вместе – директор, её дети и учителя.

«Я люблю детей, неизменно верю в успех каждого ребёнка. И если возникают проблемы, то их всегда можно решить, если у тебя есть хребет. Нет выхода только из могилы, – заключает Татьяна Афонасьевна. – А детям и тогда, и позднее я создавала образ человека, устремляющегося к солнцу, к свету. Получилось: многие мои дети сейчас – умелые специалисты, мудрые руководители и просто хорошие люди».

Сегодня Татьяна Афонасьевна признаётся: «По законам философии и в силу последних событий в мире, нужно уметь радоваться каждому дню. Утром выглянет солнце – радостно, заблестит вечерняя звезда на небе – радостно! Один Бог ведает, сколько человеку суждено быть на этой земле. Поэтому радостно всё: смотреть на цветок, открывать книгу, встретиться с хорошим человеком!» А самое главное – убеждена Татьяна Афонасьевна – «лучезарить самому и дарить радость другим, ведь жизнь быстротечна. Основой её должна стать любовь к России, своей Родине», – утверждает человек, видящий смысл жизни с высоты уже прожитых лет.

Вот такой она, наш уважаемый директор Татьяна Афонасьевна Власова. Она хороший путеводитель по дорогам добра; человек, считающий, что нация должна быть монолитом, убеждённый, что без веры жить нельзя, признающий, что основными качествами человека должны быть порядочность, ответственность, трудолюбие и благородство; учитель, девизом которого  стали слова: «Самый главный человек на земле – это ты!»

Неполным будет портрет Татьяны Афонасьевны, если мы не скажем, что она хорошо владеет немецким языком, а в планах – постичь язык Шекспира; глубоко прониклась идеями «Живой этики» Николая Рериха и его последователей; читает поздней ночью книги по философии, истории России, психологии и педагогике; серьёзно увлекается политикой, не забывая о том, что требует внимания и заботы каждый её ребёнок и каждый её учитель, как и каждое деревце в школьном парке; ежедневно утром в течение 40 минут делает физическую зарядку; очень  любит свою дочь Елену и внука Даню. Татьяна Афонасьевна желает каждому: семье, ребёнку, учителю, школе – «суметь выстроить траекторию собственного развития, которая даст возможность самоопределиться и самореализоваться».

А ещё Татьяна Афонасьевна страстно мечтает, чтобы все мы шли путями добра, «ведь у них вечные ориентиры, единые для всех времён и проверенные самой Вечностью. Движение это всегда имеет смысл, приносит благо человеку, делает его счастливее»!

Поставь лайк

up
Проголосовали 11 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image

Твердохлебова Виктория