Авторская настольная игра «ЭМОнитет» для развития эмоционального интеллекта старших подростков
Жизнь все чаще диктует правила, в которых нарастает эмоциональная напряженность. Большинство современных школьников находятся в состоянии рассогласованности материальных желаний и реальных возможностей. Это приводит к нарастанию эмоционального накала.
В обществе достижений человеку XXI века свойственно вытеснять эмоции. В суете будней, в круговороте дел, часто навязанных общественными стереотипами, сложно остановиться, чтобы почувствовать радость рутины окружающего мира.
Мне кажется, что человеку необходима развитая способность не только распознавать свои и чужие эмоции, но и управлять ими. Но как это делать? Родители, педагоги школ, преподаватели вузов не объясняют ценность эмоционального мира, не учат управляться с эмоциональными переживаниями, которые бушуют в душе подростков и юношей. Происходит искусственное насаждение культа рационального отношения к жизни, лишенной эмоций. Учеба сводится к демонстрации грамотности, а эмоциональная жизнь вытесняется за рамки педагогического процесса. Происходит ставка на интеллектуальные познания. Изредка во внеурочных курсах появляются такие, которые способны решать обозначенную проблему.
Думаю, что стоит обозначить противоречия, заключающиеся в запросах общества на личность, обладающую развитым эмоциональным интеллектом, способным создавать психологическую безопасность человека и упором на формирование в учреждениях образования профессиональных навыков, которые поддаются измерению.
В описанных выше обстоятельствах контроль и управление собственными эмоциями – важный навык человека. Для этого необходимо развивать эмоциональный интеллект. Совместно с руководителем я создала настольную игру «ЭМОнитет», направленную на развитие компонентов эмоционального интеллекта. Играя ребята смогут расширить свои представления об эмоциях, разовьют эмоциональное восприятие, прокачают эмпатию и навык выражать эмоции.
Перед тем, как приступить к разработке игры, я проанализировала уже существующие игры по выбранному направлению. В основе большинства игр лежит психологический механизм «проекция», который помогает игроку заявлять о своих чувствах, не говоря о себе лично. В процессе игры игроки могут углубиться в собственные переживания, а значит в качестве ведущего подходит только человек, у которого есть психологическое образование. В ряде игр используется принцип контраста, он заключается в том, чтобы «примерить» в процессе игры поведение, несвойственное игроку. Некоторые игры используют технику идентификации, помогающую лучше узнать и распознать мало проявляемые аспекты собственной личности.
В существующих играх есть ряд ограничений, важным из которых является то, что они не могут быть использованы подростками самостоятельно, без ведущего взрослого, имеющего психологическое образование.
Я выделила общие элементы построения игр: наличие игрового поля, выбор ведущего, игроки, элементы случайности.
Игровое поле определяет основную суть игры, связано с механикой игры. Игровое поле в игре должно быть понятным, носить элементы вовлечения в игру. Позиции на поле, задания, карточки, фишки помогают игроку взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, увидеть собственные затруднения, получить помощь от других игроков для их разрешения.
Элементы случайности в игре обеспечивают точку фана, удерживают азарт игроков, который позволяет им продвигаться в игровом процессе, развивая собственные навыки, приобретая разнообразие вариантов поведения.
Из чего состоит настольная игра «Эмонитет»? Из игрового поля с цветными квадратами, на каждом есть свой номер. Номер означает карточку-задание, которая выпадает игроку. Карточки с заданиями представляют собой набор действий, которые необходимо совершить участнику: описать эмоцию с помощью мимики, передать эмоцию через словесное описание, прочесть описание эмоции и угадать ее. На каждый номер игрового поля приходится 10 карточек с заданиями.
А что со случайными событиями? Они присутствуют в игре, чтобы обеспечивать фан. Не все случайные события в игре положительные, есть и такие, которые предполагают ход назад, что тоже вызывает вовлеченность игроков.
Как игрок продвигается по игровому полю? Каждый участник по очереди бросает кубик и продвигается на то количество клеток, которое выпало. Если участник не справляется с заданием, он пропускает ход.
Кто может играть? В игре могут одновременно принимать участие 8-10 игроков. Для этого учтено количество карточек с повторяющимися цифрами, но разными заданиями.
Когда завершается игра? В двух случаях: 1) когда один игрок достиг финиша; 2) когда карточки с заданиями закончились и определились победитель игры и три финалиста.
После игры целесообразно провести обсуждение эмоций участников, возникших в процессе игры, их игровых стратегий. Определить какие из показанных стратегий были наиболее действенными и продуктивными.
Комментарии
Артём replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Отличная игра!
Добавить комментарий