«Кант и Сад – идеальная пара» Славоя Жижека
В начале своей статьи Славой Жижек, словенский культуролог и философ фрейдомарксистского направления, задается вопросом: тезис «Кант – это Сад» уравнивает две радикально противоположные позиции, то есть утверждает, что высокая этическая позиция Канта тождественна позиции насилия, «садизма» – так ли это, и как это возможно?
Статья Жижека довольно актуальна для современной философии, ее положения и состояния. В наши дни угасает интерес к немецкой классической философии (в том числе и к Канту), многими она не понимается и игнорируется. Личность маркиза де Сада же окутана множеством тайн и последовавшими из них стереотипами и предрассудками (например: появление слова «садизм»). Философы XX века открыли Сада заново, как великого мыслителя, творчество которого может быть понято и интерпретировано по-разному.