100 и 1 человек, или очередь длиною в вечность
Вы смотрели когда-нибудь канал «Animal Planet?» Однажды, переключая на пульте кнопки, я застала на этой частоте такую картину: по просторам Африки, поджимая изящные тонкие длинные ноги, несутся газели. По телу скользит встречный поток воздуха, рассекающий короткую шерсть на спине. Одним словом, прекрасное зрелище. И кто бы мог подумать, что я увижу его своими глазами когда-нибудь в жизни.
Каждый день после второго и третьего урока в нашей гимназии вы можете наблюдать абсолютно такую же картину. И хоть у нас по школе бегают не газели, а ученики, но по скорости я бы их поставила в один ранг. Из разных уголков Классической, как на водопой, стекаются десятки гимназистов. У наблюдателей со стороны сразу в голове возникает вопрос: куда несутся эти дети? При этом нужно видеть эти лица, на которых так и читается непонимание и даже шок. Но если вы ученики нашей гимназии, то вам будет сразу понятно, что все спешат в столовую. «Что делает с детьми голод!» – наверное, подумали вы. Но нет, даже не биологические потребности нашего организма являются причиной этой гонки, а время, которого, увы, слишком мало.
Перемена представляет некий квест, на который у тебя есть всего лишь 20 минут. И так, сигнал к началу – звонок – дан. Поехали! Тебе нужно выйти из класса, добежать по коридорам, лестницам, а главное, обогнав твоих «соперников», бегущих рядом, и родителей, которые постоянно ждут свое любимое чадо на первом этаже и, пройдя все эти преграды, ухитриться оказаться в числе первых 10 человек. Задача, я бы сказала, последнего уровня. И так каждый день. Но даже тщательно подготовленный стратегический план вас может не спасти. Пройдя все этапы и преодолев все препятствия, вас может ждать самое большое разочарование – человек двадцать уже стоят на кассе. Но это всего лишь иллюзия, что их двадцать. Тут прибегают еще их одноклассники, друзья одноклассников, друзья друзей одноклассников... Ну, в общем, вы поняли логику. И вот уже вы не 21, а 30, и то, если повезет!
Допустим, вы попали в «золотую десятку» очереди, постепенно продвигаете поднос вперед, а сзади невольно слышатся примерно такие разговоры:
– Почему они так медленно все делают?!
– А нельзя ли поторопиться?!
– Вы, может быть, еще медленнее будет работать?
И прочие комментарии в таком духе. Если у вас возник вопрос, кому адресованы все эти негодования живой очереди, то я вам отвечу – персоналу столовой. Казалось бы, что не так они делают? Или скорость слишком маленькая? И вот, видя со стороны этот конфликт, я задумалась: так ли все, как мы это видим со своей стороны? Провести журналистское расследование меня подвиг еще один факт – летом этого года наша столовая модернизировалась до неузнаваемости: появилась линия выдачи, было завезено новое оборудование, перепроектирована зона готовки. То есть все способствовало тому, чтобы процесс приготовления пищи и раздачи стал намного легче. Так почему возникают такие моменты, как длинная очередь и недовольство учеников?
Когда я шла на расследование, то, честно говоря, в моей голове со сформированной негативной позицией уже выстроились предполагаемые ответы сотрудников на мои вопросы.
– Наденьте колпак и халат. У нас нельзя ходить не в форме.
И вот, уже одетая в спецодежду, с убранными в пучок волосами, я стояла с листком вопросов и подготовленным диктофоном. Вхожу на кухню и первое, что вижу, – это огромные холодильники и разные морозильные камеры с такими надписями, как «Мясо охлажденное», «Рыба». Справа стоят плиты, на которых в больших кастрюлях тушатся плов и овощи. Еще дальше – столы, засыпанные мукой. Подхожу к огромной духовке, которая встречает меня надписью: «Осторожно! Горячая температура!». Откуда-то слева слышится звук струящейся воды, бьющей по металлу – это мойка.
Конечно, оказавшись в совершенно незнакомой для меня обстановке я испытала страх что-нибудь столкнуть, затронуть, помешать работе. Но, журналист ведь должен быть именно в гуще событий!
Первым моим респондентом стала заведующая столовой Павленко Галина Георгиевна. Она как раз и выдала мне спецодежду и коротко рассказала о буднях сотрудников кухни.
– Наш день начинается с раннего утра. В 6:10 мы уже здесь, потому что нужно успеть достать все заготовки с вечера, приготовить еду на всю школу, причем не на один раз, а с расчетом, что кто-то поест два, а, возможно, и три раза.
Так как столовая для нас – неизведанный уголок, то мне было интересно, сколько человек работает на кухне?
– Шесть. И главное – все женщины!
– Но как же молодой человек, которого мы видели за кассой?
– Не выдержал нашего графика и условий труда – сбежал. Видимо, не такой уж сильный мужской пол.
– А почему так мало сотрудников?
– А кто пойдет на такую работу? Тяжелый график – шесть дней в неделю, на ногах 7 часов! Если вы посмотрите, то молодые люди к нам не приходят: низкая зарплата, тяжелый труд, который не каждый осилит.
Теперь мне стало понятно, почему на кухне всего шесть человек. Вопрос о количестве исчерпан. Но разве не решает проблему нехватки персонала модернизация нашей столовой?
Для ответа на этот вопрос я спросила абсолютно всех работающих в столовой. Как оказалось, ее обновление имеет как свои плюсы, так и минусы.
– Раньше было намного больше места. Можно было беспрепятственно передвигаться, а сейчас пространство сузилось. Столовая очень маленькая, столов и стульев не хватает.
– Да, появилось много нового оборудования, которое заменило ручной труд. Однако таскать огромные чаны и кастрюли все также приходится женщинам, – приподнимая листы для выпечки, Оксана Ивановна показывает наглядно. – Попробуйте поднять такую тяжесть сами!
Особенно модернизация столовой отразилась на работе Ларисы Ивановны, которая лишь первый год трудится в нашей гимназии:
– Раньше в мойке все было рядом: раковины, посудомоечная машина с давлением, сушка. А сейчас все очень неудобно. И качество намного хуже, приходится перемывать вручную, потому что ничего не смывает. Ведь это оборудование предназначено не для таких больших организаций, как столовая, а для дома.
Стало интересно, что скажут сотрудники про новую ленточную систему. На мой главный вопрос, почему образуются такие огромные очереди и нельзя ли как-то ускорить этот процесс, мне ответили, единогласно сходясь на одной точке зрения:
– Во-первых, рассудите, всего одна касса, которая должна обслужить огромное количество учеников за каких-то 10-20 минут! Очень мало времени! Мы подсчитали, и оказалось, что для того, чтобы внести один заказ, сотруднику нужно совершить 27 операций! А теперь умножьте это на всю очередь, и вы получите ответ на ваш вопрос. Возможно, стало бы лучше, если бы добавился еще один кассовый аппарат, но ведь сотрудников не хватает, а новые не появляются.
Как мы видим, в том, что такие огромные очереди в столовой, виноваты не ее сотрудники, а обстоятельства, с которыми им пришлось столкнуться после модернизации столовой. Вывод о плюсах и минусах переоборудования вы можете сделать для себя сами на основе моего расследования. А я впредь, когда кто-нибудь в очереди произнесет фразу «А побыстрей нельзя?!», осознаю, как сильно поменялась моя точка зрения на эту ситуацию после общения с сотрудниками столовой.
Добавить комментарий