Велимир Хлебников: о, рассмейтесь, смехачи…
9 ноября исполняется 125 лет со дня рождения русского писателя, поэта, мыслителя, математика, орнитолога, видного деятеля русского авангардного искусства Велимира Хлебникова (Виктора Владимировича Хлебникова).
Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и «зауми», Председатель земного шара.
Родился в семье учёного-биолога. В 1903-1911 учился на физико-математическом факультете Казанского, затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1905 начал печатать естественно-научные сочинения, литературные – в 1908. В 1910-х гг. входил в литературное объединение «Гилея», участвовал в футуристических изданиях. Художественные произведения вышли отдельными книгами: «Изборник», «Творения» (обе – 1914). После Октябрьской революции 1917 работал в РОСТА, Главполитпросвете, печатался в периодике. Большая часть литературного наследия Хлебникова не была опубликована при его жизни.
Многие малые произведения Хлебникова имели в ранний период чисто экспериментальный характер. Его литературная эволюция шла от романтизма (гротескные, апокалипсические, фольклорно-мифологические образы действительности в произведениях «Журавль», «Маркиза Дезес», «Шаман и Венера») к реалистическим завоеваниям зрелой прозы («Октябрь на Неве», «Разин»).
Мечту о всемирном братстве людей, собственном поэтическом предчувствии «нового космического сознания» Хлебников пытался проверить математическими расчётами и выяснением «законов времени» (книга «Учитель и ученик», 1912; «Время – мера мира», 1916; «Доски судьбы», 1922). Стремясь к синтетическому знанию, к сближению методов науки и искусства, Хлебников утопически полагал открыть на этом пути возможность создания «новой мифологии» и «сверхъязыка» грядущего свободного человечества.
В.В. Маяковский называл Хлебникова «мастером стиха» и говорил о большом значении его опыта для создания нового поэтического языка.
Добавить комментарий