Общество Новых Индейцев: полгода спустя
Индейцы совершили свой первый зимний поход и поменяли вождя.
Ровно шесть месяцев назад в лагере «Гренада», во время профильной смены ГЦИ «Эгида», было создано «О. Н. И. - Общество Новых Индейцев», о которых уже рассказывал наш журнал в материале Дарьи Кочуновой. Это были первые дни знакомства друг с другом и, тогда даже вдохновителям общества казалось, что индейская романтика закончится вместе с костром, последними августовскими деньками и вообще – вместе с летними каникулами. Однако… «новые индейцы» остались жить! Пусть не весь Большой Круг племени, названного «мбвенге», а около десятка человек, и собираться стали не у костра, а в арт-салоне гимназии № 13, которая любезно приютила индейцев. Что же произошло среди них за эти шесть месяцев, чему они научились и еще раз, зачем вообще оно было создано? В этом материале мы постараемся ответить на эти вопросы.
С самого начала в свод нехитрого «кодекса» индейцев (здесь и далее – без кавычек – пр. авт.) была заложена Честность как основополагающий принцип. Это выражалось и в естественности поведения: в племени все обращаются друг к другу на «ты», не исключая взрослых, потому что «когда индейцу говорят «вы», он начинает оглядываться!». Честность в отношении с природой, естественность: и на своей Поляне, и по всему лагерю индейцы ходили босиком, чем сначала немало удивили весь лагерь, а потом и… разули его половину. Летом быть босиком естественно так же, как зимой быть в валенках, говорили среди индейцев на Поляне. Честность была основным принципом и в играх «Горящей спички» - когда любой сидящий в кругу может задать тебе любой вопрос и ты должен на него ответить… Впрочем, все очень быстро понимали, что любое лукавство при такой форме общения вылезает наружу и нередко у костра звучали такие монологи, которые, возможно, не звучали бы ни в каком другом месте наедине и не прозвучат уже никогда вне ее. Честность и открытость стала особым цементом, спаявшим ребят, и одновременно притягательным до невозможности искусом. Искушением убежать от «взрослого» мира, где они постоянное сталкивались с полуправдой или открытой ложью, лицемерием.
На фото вверху слева: На индейской Поляне собиралось иногда около двадцати человек – больше, чем в любом другом официальном отряде лагеря «Гренада».
Этнографическая справка:
Мбвенга, мбвенге, мабеге, мбиву – различные названия племен, выделившихся из сообщества племени сан, живущего сейчас в Ботсване, в области Нга-Миленд. У этого племени есть священное место, называемое ими «Скалой, Которая Шепчет». В пещере под скалой находится гигантский питон, вырезанный прямо в толще скалы. Питон этот имеет голову и часть туловища длиной в 6 метров и высотой 2 метра.
Племя сан зародилось примерно 20 тыс. лет назад на северо-западной оконечности Африки, в районе нынешней Мавритании. Примерно в 5 веке до нашей эры произошел раскол племени и миграция – основная часть мигрировала в центральную часть африканского континента, спасаясь от засухи, еще часть пошла в сторону Египта – эти племена получили имя мбагу. Другая часть племени, исповедовавшая культ Бога Ктулху, перебралась на североамериканский континент, где слилась с местными племенами. Культ Ктулху был передан новому племени мабили, которые к 16 веку заселили территории севера современной Канады. Также, предположительно в 3 веке до н. э. часть бывших мбвенге-мабили перебралась по остаткам Берингова перешейка на территорию сибирского севера. Ныне в местах под Салехардом живут гольды – наследники культуры мабили, в устных преданиях которых встречается упоминание о Великом Шамане Ктулху.
Но второй составляющей была Сила. Отнюдь не грубая физическая, нет, сила душевная. Сила психологическая: индейцы презирали обувь, могли обходиться без нее, но… они могли и ее использовать в самом выгодном виде, с красивой одеждой – одним словом, никто не сжигал на Поляне горы тапок и шлепок. Индейцы, как это всегда отмечалось, предпочитали живое общение телефонному чириканию, но каждый индеец обязан был хорошо знать современные средства коммуникации, или стремиться к этому – мобильный телефон, компьютер. Это стало очень важным посылом: ведь «индеанство» – это не маргинальный уход в лес от цивилизации, не простое житье в шалаше – это умение жить в цивилизации, по своему, инаково, быть встроенным в нее, в ее систему взаимоотношений, но при этом быть независимым от ее отвердевших и часто ханжеских норм. Индейцы не отрицали этого мира, но они строили свой, и предпочитали больше оставаться в нем, зорко наблюдая за происходящим вокруг. Инаковый – это особенный, не такой как все…
На фото слева: босиком по битому кирпичу и по колючим шишкам… «Тропа Посвящения» была обязательна для каждого новичка.
Первым, довольно масштабным мероприятием племени стало участие в «ЧистоФесте» - экологической акции, организованной при помощи администрации Новосибирской ГЭС, клуба экологов Академгородка и ряда других организаций, по уборке территории пляжа Обского моря. Индейцы участвовали в ней совместно с активистами городской общественной организации «Ассоциация Босоногих» , потому что цели «форма одежды» соврали; при этом индейцы собрали 86 мешков мусора, что и стало самым большим показателем среди организованных групп. Если бы кто видел, как босоногие индейцы ворочали мешки в кучах гниющих с прошлой осени отходов «культурного досуга», то ужаснулся бы; но это было сделано весело и легко – и получен Гран-при.
На фото справа: про босоногих индейцев организаторы, усмехаясь, говорили: «Ну, это же БАНДА! Они тут всех порвут…»
Второй, почти индейской встречей стала встреча в сентябре, в городе, на площади Ленина – и затем поход на набережную Оби. Надо сказать, что там и остался весь основной костяк племен мбвенге, там же играли в индейскую игру «Осьминожки», там же и фотографировались на память. Затем индейцам выделило помещение для сборов руководство гимназии № 13. Здесь была организована Студия Сценического Перформанса, о которой наш журнал еще расскажет. Литературные вечера, мини-спектакли, мелодекламация – вот чем собирается заниматься ССП.
На фото слева: традиционная веселая игра индейцев – «Осьминожки», чем-то напоминающая одновременно и футбол, и регби.
И первая высота уже взята. В октябре на организованном историко-культурным Центром «Отражение» балу XIX века индейцы выступили. Но очень своеобразно: нет, не раскрашенными и не в перьях. Бал увидел девчонок и мальчишек, наряженных в форму офицеров Белой гвардии, с погонами на плечах, в портупеях, а также сопровождающих их «тургеневских барышень» в воздушных нарядах. Это оказалось очень стильным и своевременным дополнением к балу; и, конечно, индейцы очень ярко дополнили его программу, наполненную старинными танцами. В какой-то момент посреди зала были разбиты пустые бутылки, и индейцы показали всем обряд «Посвящения» - примерно такой же, как и на Поляне, на Индейской Тропе. Только теперь под их босыми ногами оказались не колючие шишки и не обломки кирпичей, а битые стекла. Они встали на них и показали, что это возможно. Возможно, перебороть свой страх. Организаторы бала впоследствии были поражены этим номером, отмечали его необычность, яркость, наградили ССП специальной грамотой…
На фото справа: тургеневские барышни тоже могут стоять на битых стеклах.
В самые первые дни наступившего нового года индейцы сделали вылазку на природу – первый зимний поход. Выступив из района Академгородка, они дошли до знаменитой Башни Страха (или же «Бочки», или же «Банки»), заброшенной станции перекачки горячей воды в районе Ботанического сада СО РАН. Это культовое место академгородковских, и не только – неформалов, стены здесь исписаны графитти, а акустика рождает мощное эхо. Затем был переход к озеру реки Зырянки, костер, чай и шашлыки… Конечно, это может выглядеть увеселительной прогулкой, если бы участникам похода не пришлось в ряде случаев пробираться по пояс в снегу, искать и пилить дрова, учиться вести себя в походе. Именно в этих целях такой поход задумывался.
На фото слева: внутри «Башни Страха» совсем не страшно,но зато какое удивительное эхо!
Индейцы не просто собираются вместе и разговаривают на разные темы. В процессе общения совершается невидимая работа – они становятся лучше, чище, сильнее. Поддерживают друг друга. Это и творчество, и воспитание.
Сейчас, например, идет подготовка к Литературному вечеру, в ходе которого каждый не только прочтет любимые стихи, но и сделает целую композицию своего лирического героя. А зимние походы еще продолжатся; более того, к весне индейцы надеются оседлать своих «мустангов» (велосипеды) и махнуть в большой дневной поход по неизведанным тропкам и дорогам.
Конечно, в племени мбвенге, как в любом живом организме, происходят самые разные процессы. Каждый приходит на новую Поляну со своими чувствами и щедро делится ими с окружающими, а иногда ведь приходят и с болью, с горечью, с разочарованием. Какие-то трения и подвижки неизбежны… Так, например, 31 декабря сложил с себя полномочия прежний вождь племени – Сасквач Мбвенге Ктулху Черный Змей. Он перешел в разряд «старейшин», а новым вождем племя избрало Совиное Перо. Что сделает племя под ее руководством и какими подвигами оно прославится, пока неизвестно. Но мы надеемся, что Совиному перу удастся реализовать все запланированные проекты – и новые походы, и Литературный вечер.
На фото справа: в походе – не только тяжести походной жизни, но и горячий чай с дымком, и шашлык!
Индейцем может стать каждый! Поляна в гимназии № 13, где по четвергам происходят собрания, принимает всех. Кстати, в истории общества были уже и взрослые – которых тут принято называть «старейшинам» - в том числе педагоги профильной смены Красный Коготь и Полная Луна. Вы уже обратили внимание, что никто тут не называет друг друга по обычным именам. Нет, приходя на Поляну, вы выбираете себе новое, звучное и романтичное индейское имя – и становитесь уже чуть-чуть другим…. Инаковым. «ОНИ» все такие.
Добавить комментарий