Back to top

Ненужный предмет

Как известно, в процессе образования участвуют три стороны:

- те, кто учит, УЧИТЕЛЯ;

- те, кто учится, УЧЕНИКИ;

- и те, кто отвечает за тех, кто учится, РОДИТЕЛИ.

Эти три группы таких разных людей имеют свои представления об образовании в школе. Особенно, если это касается школьной программы, и предметов, из которых она состоит. Мы часто слышим от учеников и от родителей, что тот или иной предмет школьной программы устарел или просто не нужен.

Демократизация образования заключается в том, чтобы выслушать все три стороны образовательного процесса.

Итак, мы решили задать нашим школьникам в сети «Вконтакте» провокационный, но вполне определенный вопрос:

Какой из предметов школьной программы вы считаете НЕНУЖНЫМ?

Результаты нашего опроса отражены в приведенной ниже диаграмме.

Но на данном опросе мы не остановились, и запустили в группе попутный на тему:

ПОЧЕМУ вы считаете этот предмет НЕНУЖНЫМ?

Да простят нас учителя, кому вопрос о «ненужности» предмета покажется некорректным. На диаграмме № 2 видно, что главной причиной такого отношения к предмету стала прежде всего его СЛОЖНОСТЬ, поэтому и не мудрено, что физика вышла на первый план по «ненужности» - просто очень сложный предмет, который понимают не все дети, особенно гуманитарии!

Вторым этапом нашей работы стал опрос родителей наших учеников. Пришлось создавать в Интернете беседу и приглашать туда наших пап и мам!

По результатам этого опроса так же представляем вам диаграмму.

У родителей среди «ненужных» предметов лидирует технология, хотя это касается не столько самого предмета, сколько того, что он не отвечает полностью чаяниям родителей.

Причины, по которым родители не хотят предмет ТЕХНОЛОГИЯ: он при всей своей привлекательности НЕ ДАЕТ ПРАКТИЧЕСКИХ БЫТОВЫХ НАВЫКОВ.

Какие навыки нужны нашим родителям:

 - пришивание пуговиц и петель на пальто,

- навыки глажения и штопки одежды,

- разбор и починка бытовых электроприборов (утюг, чайник, удлинитель-тройник),

- способы варить варенья и соленья...)

Но мы решили на этом не останавливаться и предложили нашим папам и мамам еще один опрос:

Какие предметы вы ввели бы в школьную программу?

И получили следующий результат)

Многие родители пожелали бы вернуть в школьную программу те предметы, которые изучали сами когда-то – черчение и астрономию. Видимо, им эти предметы нравились, И никто не считал их ненужными.

Интересно, а пригодились ли они кому-то в жизни?

Интерес к углубленному изучению английского языка вполне понятен – сейчас знание иностранных языков требуется на каждом шагу.

А вот в плане изучения предметов эстетического цикла мнения учеников и родителей разошлись. Родители наоборот считают предметы, расширяющие кругозор детей в культурном плане, не только нужными – просто необходимыми!

А теперь - пожелания учеников...

(учителя - зажмурьтесь!):

Тут мы обошлись без диаграммы – провели личный опрос на переменах.

- Изменить баланс преподавания естественных наук с соотношения 90% теории – 10% практики - на соотношение 50% теории – 50% практики.

- Ввести активное экспериментирование на уроках физики, химии, биологии.

- Заменить в курсе преподавания информатики старые программы, которые дети прекрасно знают помимо школы, на новые программы. Иначе – неинтересно.

- Максимально сократить тригонометрию по причине отсутствия необходимости ее применения в быту и добавить практики в решении задач на бытовые темы.

- Ввести краткий курс начальной бухгалтерии на уроках математики.

- Ввести курс автомеханики на уроках технологии для мальчиков или на уроках физики для всех.

- Оставить свободный выбор за девочками 7-8 классов между кулинарией и шитьем. (Многие уже чему-то научились дома, им неинтересно),

- Ввести в уроки технологии или биологии раздел «Практическое садоводство и огородничество».

- Разнообразить уроки физкультуры через расширение спортивных дисциплин. Например, вместо 3 уроков физкультуры в неделю сделать раз в 2 недели (6 уроков) общий День физической культуры и выехать в бассейн, боулинг. Можно платно, многие согласны.

- Добавить в уроки ОБЖ больше практики, играть в ролевые игры во время общей эвакуации – перевязка и перенос раненных, оказание первой медицинской помощи при ожогах и других поражениях.

- Максимальная замена уроков немецкого языка уроками английского. (Сферы применения языков неравноценны.)

- За Уралом есть резон учить восточные языки – китайский или японский.

Вот так-то))) Ребята, оказывается, не только имеют свое мнение, но и могут четко сформулировать свои пожелания. Молодцы! Удивили! Однако, ждать, что наши пожелания в скором времени сбудутся - не стоит. Для всего этого нужна материальная база, новые учебники, обученные специалисты...

Но мечтать-то - не вредно!

А что сказали нам учителя?

Как всегда занятые и вечно бегущие учителя сказали нам буквально на ходу, что… школьная программа по всем предметам весьма гармонична, для того, чтобы воспитать разносторонне развитую личность.

И никто ничего не захотел убирать из программы - все предметы по-своему хороши, по-своему нужны в школе.

А вот что бы учителя добавили... так это - классные часы. Прямо в расписание, а то поговорить с учениками по душам, посоветоваться, даже помечтать - некогда).

Редакционная коллегия журнала «Внеурочное время», Пресс-центр «Время»

Поставь лайк

Вверх
Проголосовал 251 пользователь.

Добавить комментарий

Target Image