«Литературе расейской моя жизнь и моя кровь!»
11 июня исполняется 200 лет со дня рождения русского литератора, критика, публициста Виссариона Григорьевича Белинского.
Белинского считают основоположником эстетики классического реализма, первым историком русской литературы. Литературу он рассматривал как дело первостепенной общественной важности, а собственное призвание – бескорыстное служение народу. «Я душевно люблю... русский народ, – говорил он, – и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе».
Белинский родился в 1811 году в семье флотского врача. После отставки отца семья поселилась в городе Чембары Пензенской губернии. Будущий критик учился в гимназии, затем в 1829 году поступил в Московский университет. Там вместе с ним учились Герцен, Огарев, Лермонтов, Станкевич, Гончаров, Аксаков и другие. В 1830 г. написал драму «Дмитрий Калинин». Цензурный комитет университета счел ее «безнравственной» и запретил публиковать. А в сентябре 1832 г. Белинского отчислили из университета по причине «слабого здоровья и притом по ограниченности способностей». Однако он продолжал заниматься образованием самостоятельно, зарабатывая на жизнь журналистской работой и переводами. Став сотрудником журнала «Телескоп», в 1834 г. публикует свою первую статью «Литературные мечтания. Элегия в прозе», которая, став популярной приносит известность молодому критику. В 1835 г. на страницах «Телескопа» появилась его статья «О русских повестях и повести Гоголя». В 1836 г. царское правительство закрыло «Телескоп» за опубликованное «Философическое письмо» Чаадаева. В 1839 г. Виссарион Белинский переезжает в Петербург, где работает в журнале «Отечественные записки». Именно в нем появляются статьи, посвященные творчеству Лермонтова, – «Герой нашего времени» и «Стихотворения М. Лермонтова», а также 11 статей, объединенных под общим названием «Сочинения А. Пушкина». Эти статьи и по сей день считаются классическими работами в русской критике.
Белинский считал, что критика – это «движущаяся эстетика». Требуя от литературной критики конкретно-исторического подхода к явлениям искусства, он считал, что она должна откликаться на все живые вопросы современности. Белинский был «центральной натурой» идейной и политической борьбы 30-40-х гг. 19 в. в России. Он сочетал философское мышление, литературно-критический талант и пафос революционного публициста. Своё творчество Белинский подчинял задачам борьбы против крепостничества, за развитие общественного сознания и русской реалистической литературы. Традиции его критики продолжены Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым.
Добавить комментарий