Кузбасс ждет новосибирской победы
В Кузбассе пройдут очередные соревнования по зимнему картингу.
В предстоящие выходные в поселке Бочатском Кузнецкого края пройдут соревнования по зимнему картингу. Вместе с новосибирскими картингистами, в качестве судьи-информатора, туда отправляется специальный корреспондент журнала, Владимир МАЙБАХ, чтобы рассказать вам об этих соревнованиях и тонкостях этого вида технического спорта. На самом деле картинг в Сибири развивался с давних лет и очень активно – как только был основан в построенном Академгородке КЮТ – Клуб Юных Техников, почти сразу же в нем образовалась секция картинга, которая стала скорее практически лидером среди аналогичных групп в РСФСР. Сейчас новосибирский картинг знает много имен – Буданов, Артаев, многие другие… С этими командами и поедет в Бачатский, один из наиболее успешных угольных разрезов Кузбасса, наш корреспондент. Ждите новостей и фотографий в понедельник.
Для начала – что такое картинг? Конечно, это не совсем terra incognita для новосибирцев – на городской набережной уже не первый год действует картинговая трасса, на которой может прокатиться каждый желающий. Есть и специальная трасса новосибирского «Автомотоцентра» в Заельцовском районе, которая регулярно устраивает соревнования и спортивные праздники. Карт – это простая стальная рама с четырьмя колесами, примитивным, хотя и по своему сложным сидением и мотоциклетным мотором. Карты – эти быстрые машины подразделяются на множество видов, в зависимости от конструкции и от силового агрегата; но читателям журнала это знать пока необязательно. Важно знать то, что, сидя за рулем карта и слушая бешеный рев мотора сзади, ты ощущаешь себя по настоящему участников феерической мини-гонки Formula One на какой-ибудь трассе в Индианаполисе!
Откуда пошел этот вид спорта, интересный тем, что он допускает участие совсем юных гонщиков – 14-летних и тем, что он сравнительно недорог? Есть две версии: вероятно, каждая имеет право на существование. Одни говорят, что и само название и спорт родились из традиционных для юга СШа гонок на собаках, тащивших небольшие тележки с жокеем. «Дог-карт» - собачьи тележки - так назвали эти аппараты. Но потом кто-то умный догадался поставить на тележку мотоциклетный мотор… и пошло, а точнее, поехало! И довольно быстро: карт, в силу феноменальной легкости своей конструкции развивает скорость большую, чем средний мотоцикл.
Вторая версия еще экзотичнее, но.. мне она кажется более вероятной. После Второй мировой в распоряжении союзнических сил остались огромные, построенные для войны с Японией аэродромы – на Гавайских островах, в Атлантике и Тихом океане. Свое военное значение они утеряли, но там работали целые полки обслуживающего персонала – на всякий случай. И вот, в один из жарких дней аэродромные техники придумали развлечение: гонять по пустынным, бескрайним взлетно-посадочным полосам среди джунглей. А на чем гонять? Отлично подошли ремонтные тележки аэродромной обслуги – с колесами на шарикоподшипниках. Только вот мотор… И с этим дело не стало: в распоряжении армии США было огромное количество мотоциклов, в том числе легендарных «харлеев», которые были уже практически списаны. Так и родился картинг.
Но летом с картингом все пятно. Ровная трасса с хорошим покрытием, как для автогонок. А зимой? Оказывается, гоняться можно и на льду, и на хорошо утрамбованном снеге. В качестве экспертного мнения приведем рассказ мастера спорта СССР, общественного инструктора экспериментальной лаборатории микроавтомобилей Курского Дворца пионеров, инженера М. Тодорова.
«...«На старт приглашаются...» Судья-информатор объявляет номера участников очередного заезда, и к стартовой линии приближаются четыре карта. Вот они замерли перед резинкой, натянутой поперек дорожки; Нетерпеливо взревели моторы — и в следующее мгновение машины разом рванулись вперед, под метнувшуюся вверх резинку. Из-под колес бьют тугие струи ледяной крошки. Борьба на трассе идет за каждый сантиметр, за каждую долю секунды, и все это на самых высоких скоростях, на пределе возможностей моторов!
Меньше двух минут прошло с момента старта, а победитель заезда под ободряющие возгласы болельщиков, заполнивших трибуны стадиона, уже пересекает линию финиша. Тем временем очередная четверка спортсменов приготовилась выйти на лед, чтобы продолжить состязание. Это увлекательное, захватывающее зрелище — зимние гонки на картах по залитой льдом беговой дорожке стадиона. Федерация автомобильного спорта СССР ежегодно проводит зимние чемпионаты СССР и ряда республик, традиционные матчевые встречи по картингу на льду, в которых многие спортсмены с удовольствием пробуют свои силы.
Зимний картинг имеет свои особенности. Они прежде всего отражаются в конструкции «ледового» карта. Технические требования, кроме общих, имеют и специальные положения для зимнего карта. Так, в машинах, предназначенных для соревнований на льду, запрещается применять передние тормоза. На беговой поверхности колес должны быть установлены металлические шипы длиной не более 28 мм. Колеса зимнего карта, в отличие от летнего, имеют по всей ширине защитное ограждение, причем нижняя граница его должна отстоять от ледяной поверхности не более чем на 100 мм. Официальные соревнования по картингу на льду проводятся на машинах с двигателями рабочим объемом до 175 см. куб. Однако соревнования последних лет, в которых участвовали карты класса до 125 см. куб., показали, что гонки на льду возможны и на таких машинах.
В подавляющем большинстве случаев спортсмены используют при этом те же машины, на которых они выступали летом, лишь несколько переоборудовав их. Хорошо зарекомендовали себя зимой модели, выпускаемые промышленностью, — легкие, «эластичные» и достаточно прочные. С не меньшим успехом на льду можно использовать и самодельные карты».
Вот так проходят зимние соревнования – и такие машины используются в зимнем картинге. Ну, а подробно обо всем этом, с фотографиями, мы расскажем в понедельник!
Добавить комментарий