Эрнст Теодор Амадей Гофман – он синтезировал искусства
24 января исполняется 235 лет со дня рождения Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Видный немецкий художник, композитор и прозаик, одна из ведущих фигур европейского романтизма. Родился в Кенигсберге (ныне – Калининград, Россия), окрещен как Эрнст Теодор Вильгельм; последнее имя сам Гофман позднее сменил в память почитаемого им Моцарта. Изучал право (профессионально занимался юриспруденцией), а также живопись, музыку (с которой связаны многие его литературные произведения).
Как художник и мыслитель, Гофман связан с так называемым «иенским кружком» основоположников немецкого романтизма. Он развивал идеи философов этого кружка Ф. Шлегеля (1772-1829) и Новалиса (1772-1801), в частности, учение об универсальной поэзии, концепции романтической иронии и синтеза искусств. Творчество Гофмана олицетворяло собой этот синтез: удивительный писатель, музыкант (музыку он считал «самым романтическим из всех искусств»), композитор (автор первой немецкой романтической оперы «Ундина», 1814), художник-декоратор и мастер графического рисунка (иллюстрировал собственные произведения).
Первые рассказы Гофмана «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера» (1810), «Дон Жуан» (1813) и другие вышли в виде четырехтомника «Фантазии в манере Калло» (1814-1815). Позднее были опубликованы сказки «Золотой горшок» (1814), «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819), сборники рассказов «Ночные рассказы» (1817), «Серапионовы братья» (1819-1821), романы «Житейские воззрения кота Мурра» (1820-1822) и «Повелитель блох» (1821).
В 1806 году Гофман решил посвятить себя искусству: был капельмейстером в театрах городов Бамберга, Дрездена, Лейпцига, сочинял музыкально-критические работы, заложившие основы романтической музыкальной эстетики. В 1814 переехал в Берлин и вскоре (1816) получил должность советника Высшего апелляционного суда.
В конце служебной карьеры писатель чуть не угодил под суд: в последней сказке Гофмана «Повелитель блох» содержалось ироничное изображение прусской системы судопроизводства, а, следовательно, и всей государственной системы. Рукопись конфисковали, а Гофману предъявили обвинения в нарушении надлежащей верности к вышестоящим начальникам; разглашении судебной тайны; публичном, грубом дискредитировании государственного чиновника. Сказки и фантазии оказались слишком близко к реальной действительности.
Сюжеты Гофмана легли в основу сочинений композиторов Германии, Франции и России: опер Р. Шумана «Крейслериана» (1838), Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» (1881), балета «Щелкунчик» (1892) П.И. Чайковского.
Ф.М. Достоевский писал о его сказках: «У Гофмана есть идеал, правда, иногда не точно поставленный, но в этом идеале есть чистота, есть красота действительная, истинная, присущая человеку».
Добавить комментарий