Долой секансы. И косекансы тоже!
Высшая математика исчезнет, появится китайский язык, учиться будем пять дней, а шестым будет… физкультура!
В этом году всем выпускникам без исключения придется сдавать ЕГЭ – он стал реальностью, а не экспериментом. Но… оказывается, злополучный единый госэкзамен является лишь первым звеном в масштабной цепочке преобразований – большой перекройки школы, реформа которой зреет в недрах Министерства образования и науки. Журналистам «Таймикса» удалось вновь добыть практически сенсационные сведения о том, что готовятся делать как с самой школой, так и школьниками…
Корреспондент журнала побеседовал с одним из новосибирских ученых, который только что вернулся из Петербурга, с семинара, организованного министерством образования и науки. Ученый, член-корр. Российской академии образования, автор нескольких книг, не без основания попросил не указывать его фамилию: он справедливо полагает, что если дети его за такие нововведения (а он был одним из авторов прозвучавшего доклада!) будут носить на руках, то некоторые особо идейные педагоги могут и побить камнями…
По его словам, все эти несколько лет, пока активность педагогов была отвлечена нависшим дамокловым мечом ЕГЭ, команда, специально собранная в Минобрнауки министром, г-ном Фурсенко, не дремала. На том самом питерском симпозиуме команда презентовала многостраничный отчет, называвшийся «О кардинальных мерах по перестройке системы среднего школьного образования», а из кулуарных разговоров стало ясно: «добро» документ уже получил. Автоматом. Изменения, которые Минобрнауки могла внести и раньше одним приказом (не хватало только научного обоснования), кажутся эпохальными.
Во-первых, эксперты обеспокоены здоровьем (что, конечно, похвально, потому что больше половины старых школьных зданий – настоящие убийцы детей! – пр. ред.). В докладе приводились цифры: 56,7% школьников имеют проблемы со здоровьем, к выпускному классу похвастаться отменным физическим состоянием могут только 9,4% - такой итог дало обследование почти 14 миллионов российских детей. Чиновники возлагали большие надежды на эксперимент по улучшению школьного питания, который проходит в 14 регионах (о нем неоднократно писал «Таймикс» - пр. ред.), и он себя оправдал – улучшения есть. В этом году к эксперименту присоединятся еще 7 регионов, но кардинально это проблему не решает.
На фото вверху: «Дни здоровья», по мнению Минобрнауки, позволят убить детское курение, которое не побеждено, но теперь выдавлено за пределы школы.
На семинаре были
представлены слайды
краснодарской школы № 42:
дети там круглый год
занимаются босиком
в зале и на улице.
За детское здоровье решили взяться с другой стороны. Для этого попросили высказаться специалистов Российской академии образования. И те выдали убийственный вердикт: школьники действительно больны. Почему? Да потому, что переучились! По мнению авторов доклада, причина заболеваний – нынешние нагрузки на ученика, учебные и информационные. Решить проблему можно, увеличив физкультуру до 6 (!) часов в неделю и установив в обязательном порядке ежемесячный «День здоровья» со спортивными играми, желательно – на свежем воздухе.
Кроме того, конец придет и сложным математическим формулам. Как говорят сведущие люди, сам министр Фурсенко – большой ненавистник высшей математики, всех этих логарифмов, синусов и косинусов (тригонометрические функции - пр. ред.), и он давно уже планирует изгнать ее из школы. Понятно, почему ему так понравился доклад: авторы решительно говорят «нет» всему курсу высшей математики за 11-й класс, требуют до 35% тем по химии, физике проходить обзорно. Зато возрастет нагрузка на гуманитарные предметы и информатику. На семинаре справедливо звучали упреки к школьному курсу информатики в том, что он учит школьников только «тыкать пальцами в клавиши, и то не всегда успешно».
- Надо резко повысить креативность школьников, – заявил министр. – Надо по уровню свободы преподавания приблизить российскую школу к первым курсам ведущих западных университетов!
В кулуарах семинара представители точных наук, конечно, вяло брюзжали. Было ясно, что против министра не попрешь, к тому же подавляющее число участников семинара составляли как раз гуманитарии (были и школьные учителя, правда только из Москвы и Петербурга), которым светит увеличение часов и свобода в выборе формы обучения: тут тебе и семинары, и коллоквиумы, и дебаты… Однако с министром оказались согласны многие научные светила. Например, академик Гинзбург, известный своим председательством в комиссии по опровержению антинаучных фактов и гипотез при РАН, считает, что «талантливых физиков и математиков надо отделять от общей массы еще в 6-7 классе и выращивать в лабораторных условиях, а не делать сборную солянку». На семинаре, кстати, несколько раз добрым словом упоминалась Физико-математическая школа при НГУ: вот, мол, как надо! Отобрали «физиков», а лирики пусть себе дебатируют о мистицизме в творчестве Гоголя… Кроме того, рекомендовано шире изучать в старших классах школы такой «вузовский» предмет, как психология.
Проскользнула в докладе еще одна новость – пока как рекомендация. Минобрануки обеспокоено тем, что существующий уровень языковой подготовки школьников не дает твердых знаний по английскому языку (о чем уже давно говорят приемные комиссии вузов – пр. ред.), но учебные часы, в ущерб английскому, распыляются на немецкий и французский – в ряде школ. Если Минобрнауки прислушается к этой рекомендации, то французы и немцы из школ отравятся в лучшем случае в колледжи и иные специальные учебные заведения, а в худшем на пенсию; будут перепрофилированы даже школы с углубленным изучением французского, до сих пор считавшиеся неприкосновенными «аристократами». Г-н Фурсенко считает, что французский язык давно не является средством межнационального общения, так как эта ниша прочно занята английским, а в качестве второго языка совершенно серьезно предлагает учить… китайский.
Коснется реформа и других сторон школьной жизни. В качестве поправок к докладу рассматриваются предложения об отмене современной пятибалльной оценочной системы – предполагается переход на 9-балльную, «кембриджскую» (а для начальной школы вообще оставят трехбалльную: «переделай! – молодец – отлично!» - пр. ред.); могут совершенно видоизмениться дневники – в них не будет оценок, но… они будут иметь электронную форму (сайта), и родители смогут общаться с педагогом онлайн и следить за успеваемостью родных чад. Возможно, классное руководство будет сдвоенным: каждому классу придадут особого педагога-наставника (эта система сейчас широко практикуется в средних специальных учебных заведениях, в Новосибирске, например, в Аэрокосмическом колледже – пр. ред.). Отрадно то, что в Минобрнауки отрицательно смотрят на вопрос о единой школьной форме – он оставлен на усмотрение школ и их попечительских советов, но на семинаре единая униформа рекомендована не была!
Очень скоро такому вот дневнику
с записями о том, как
дочь «вертелась во время урока»,
придет конец. Родителям достаточно
будет зайти в Интернет...
Найдется всё!
Но самый главный подарок школьникам приготовили совсем в другом месте – в Госдуме РФ. По инициативе депутата Татьяны Яковлевой разрабатывается нормативная база… пятидневной школьной недели. То есть суббота станет днем спортивных игр, развлечений общешкольного масштаба, викторин и прочих полуообязательных, но не учебных мероприятий. Любопытно, что такое новшество уже в истории школы было: в начале шестидесятых его провозгласил Никита Хрущев, искренне убежденный в том, что излишнее образование мозги советского гражданина портит (всякие абстракционисты, понимаешь, появляются!) и перевел школы страны на пятидневку, чтобы по субботам, особенно в сельской местности, помогали родителям. Однако со смещением генсека школу быстро вернули в нормальный шестидневный режим…
Такие новшества, возможно, ждут уже одиннадцатиклассников этого года. Эксперты считают, что при энергичных действиях Минобрнауки и его лобби в Госдуме, соответствующий законопроект вполне может появиться в аккурат к сентябрю 2009 года.
Добавить комментарий