Back to top

Медиаотражение: образ России в зеркале китайских СМИ

Сегодня все больше телевизионных и интернет-новостей посвящено международной политике и сотрудничеству России с другими странами. Все чаще журналисты и политологи рассматривают разные аспекты взаимоотношений Китая и России как крупных политических и экономических игроков, которые спиной к спине начинают отражать различные угрозы.

Показательным является тот факт, что в качестве первого официального визита Си Цзиньпин (после своего третьего избрания на пост главы КНР) выбрал Россию.

Дружба как «вынужденная традиция»

История взаимоотношений России и Китая начинается еще в XVII веке, когда Русское царство и империя Цин определили границы государств и в 1689 году заключили Нерчинский договор. Эпоха дружбы и мирного соседства сменялась временем конкуренции и военных столкновений. Формирование крепких партнерских отношений и выбор роли соратников в 2022-23 году — своеобразная отсылка к началу 50-х годов прошлого века, когда в 1950-м году был подписан «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР». Сегодня аналогом этого документа является «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве».

История развития отношений России и КНР (со всеми взлетами и падениями) представлена в таймлинии «Взаимодействие Китая и России в сфере массмедиа» (clck.ru/33ssJT).

Одним из предвестников очередного потепления или «ледникового периода» являются публикации в главных китайских СМИ.

Мягкая сила «Нового Китая»

Самым главным игроком в медиапространстве Китая является агентство «Синьхуа» (дословный перевод – «новый Китай»). Это крупный игрок на информационном рынке мира: есть отделения в 105 странах, а также во всех провинциях, автономных районах и городах Поднебесной.

С 1931 по 1978 год «Синьхуа» было монополистом, единственным информационным агентством, которое писало и проверяло новости на территории всей страны, создавало зарубежный медиаконтент. Одна из главных особенностей китайской политики – проявление мягкой силы. В 90-е годы XX века не только «Синьхуа», но и другие китайские медиа стали выпускать свою русскоязычную версию. Чтобы выявить особенности формирования современного образа России китайскими СМИ, я провела исследование новостей, которые создает для нас информационное агентство «Синьхуа».

С сентября по октябрь 2022 года 77 публикаций новостной ленты были посвящены политической, экономической и культурной жизни России. Кроме классических заметок и отчетов, которые составляют основной контент ленты любого информационного агентства, редакция «Синьхуа» предлагает читателям сообщения-молнии. Они, как правило, связаны с важными встречами российских и китайских лидеров (президентов, министров).

В новостной ленте русифицированной версии «Синьхуа» есть место сенсациям и эксклюзивам, о них читатель узнает прямо в заголовке: «Эксклюзив: Нехватка газа и холодная погода нанесут удар по европейским компаниям – экономист Ян Цзечи и Н. Патрушев провели 17-й раунд китайско-российских консультаций по вопросам стратегической безопасности».

В публикациях «Синьхуа» отношения России и Китая описываются как взаимодействие двух центров силы.

Образ силы: от сотрудничества до спасения

Чтобы определить, какие аспекты образа России актуализируются редакцией русскоязычной версии «Синьхуа», был проведен интерпретационный анализ.

Элемент образа

Кол-во упоминаний

1

Сотрудничество

33

2

Близкий друг

25

3

Владимир Путин

24

4

Активное развитие

15

5

Центр дискуссий

15

6

Богатая культура

11

7

Переговоры

10

8

Зона туризма

8

9

Помощник

7

10

Деловой партнер

6

11

Искренняя страна

5

12

Центр многополярности

3

13

Природное богатство

3

14

Открытость

1

15

Суверенное государство

1

16

Спасительница человечества

1

17

Гостеприимная страна

1

В качестве основных и классических способов формирования и трансляции образа России в текстах «Синьхуа» выступают такие приемы, как создание «дискурса выгоды», то есть партнерства, сотрудничества и дружбы; создание образа «нового центра силы», который формируется Китаем и Россией; актуализация культурных и социальных связей РФ и КНР.

Образ сильного и богатого во всех смыслах государства создается за счет описания решительных действий президента, реализованных крупных экономических проектов, развития туристических зон, акцентирования внимания на красоте российской природы, несоизмеримой мощи и силы духа русских людей.

Особенности освещения событий, связанных с проведением специальной военной операции, актуализировали в публикациях такие образы, как центр дискуссий, суверенное государство, центр многополярности, спасительница человечества.

На основе полученных данных было создано облако тегов, интерактивная версия (clck.ru/33srkv) которого лучше любой энциклопедии расскажет вам об особенностях освещения в контенте информационного агентства «Синьхуа» жизни России в новых условиях.

Поставь лайк

up
Проголосовали 130 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image