Back to top

Главный урок в жизни

Без смысла все наши идеи – это пустота, непонятная сущность. Но под смыслом многие подразумевают исключительно результат, то есть смысл какого-то действия – в том, что оно дало, и не более. А я так не считаю. Смысл – это работа сама по себе как процесс. Осознанный человек куда выше, чем призовое место в конкурсе, оценит поученный опыт, который в дальнейшем даст ему возможность быть всегда на шаг впереди своих конкурентов. Поэтому смысл с работой крепко связаны: в работе есть польза, в работе есть смысл. Работать – значит что-то совершать ради блага, а смысл – это благо и есть.

Больше размышлять на тему смысла я начала после профориентационной смены по социальному проектированию, которая является частью проекта «Край», которая проходила осенью 2023 года в ЦДО «Алые Паруса». Там школьников от 11 до 16 лет учили писать проектные решения. Каждый день был посвящён отдельному модулю, а в последний день мы должны были воспользоваться этими знаниями и предложить свое решение. А теперь разберем, какой смысл для участников был в этой смене. Во-первых, теперь я знаю, как писать проект. Спасибо за это нашим наставникам.

Но главный урок заключался в другом. Вы когда-нибудь делали что-то «на отвали», лишь бы от вас отстали? Наверняка. И скорее всего вы думаете, что никто не замечает, когда это происходит. Я тоже так думала и даже ожидала похвалы за умные фразы. Поэтому решила защитить проектное решение по первой попавшейся теме, пришедшей мне в голову – «об интересных местах Заельцовского района».

– Хорошо, – соглашается со мной эксперт. – А что это будет: путеводитель, интерактивная экскурсия, видеоролики?

Простейший, элементарный вопрос привел меня в ступор. Что тут скажешь, если ляпнула наугад, и никакого решения по факту не сложилось? Так нельзя, это позиция проигравших людей, которые всю свою жизнь прожигают на работе и не видят в ней удовольствия. А разве у меня такая цель в жизни?

В общем, хотелось провалиться сквозь землю, чтобы меня никто никогда не нашёл. Думала обмануть эксперта, а в итоге попала в неловкую ситуацию.

К слову, этим экспертом была мой педагог по журналистике Ольга Андреевна Дегтярёва, которая на этой смене читала курс по сторителлингу – умению рассказывать истории интересно, чтобы они запомнилась. Она объяснила, что наш проект – это тоже своеобразная история и что вся наша жизнь состоит из историй и предложила рассмотреть проектный процесс с двух сторон. Это – персонажи и действие. Так вот, нужно понимать одну вещь. Когда вы рассказываете историю, вы, в первую очередь, должны иметь ответ на вопрос, с какой целью вы это делаете. Кому она может помочь, чему научить, что изменить? В  качестве персонажей есть рассказчик и читатели, а в качестве действия – проектное решение (написать книги, создать путеводитель и прочее). Этот подход оказался более чем удачным. Он разложил в моей голове мысли по полочкам и сложился проект, в котором есть место фантазии (а я это очень люблю), востребованность и четкое представление, кому и зачем он будет нужен.

Ответы в нас самих

С уверенностью могу сказать: все идеи есть в нашей голове, их нужно только отыскать. Я начала с того, что подумала, что мне больше всего не нравится, что меня тревожит? И вспоминаю тёплый, но заполненный окурками песок Обского моря, осколки от бутылок и пустые пачки и горы пластика, который вижу каждый день на тротуарах и тропинках по дороге в школу. И понимаю, что мне надо сделать проект про экологию, мне надо научить людей беречь природу. Со взрослыми это делать бесполезно: я читала, что человека после 10 лет уже в принципе бесполезно воспитывать. Значит, нужно делать это со школьниками, а ещё лучше – с дошкольниками. Их сознание чистое, готовое воспринимать. А что самое главное –  у них есть сострадание, есть доброта и нет забот и нервотрепок, как у тех же школьников. А привлечь таких маленьких детей можно с помощью сказок. Это взрослым людям покажется бредом, что планета будет плакать сотни лет, если на неё бросить пластиковую бутылку, а дошкольник в это поверит. Дошкольнику станет жалко планету, он захочет ей помочь. А как, если планета такая большая, а он такой маленький? Да очень просто. Надо убирать эти бутылки, когда он их видит и никогда не бросать их самому. Годы пройдут, а этот уже совсем не маленький ребенок вспомнит эту сказку. Конечно, ему уже объяснят, что планета – это неодушевленное космическое тело, которое не может ничего чувствовать. Но он будет знать, что пластиковая бутылка разлагается 450 лет, а на Земле живёт 8 миллиардов человек. И если каждый в течение месяца будет кидать на землю пластиковую бутылку, то скоро на планете не останется и клочка земли, будет сплошной мусор. Но если у этого взрослого сформирована экологическая культура с детства, то, несмотря на работу и загруженность, он будет участвовать в субботниках. Потому что когда-то в детстве читал яркую и очень зрелищную сказу о том, какое зло приносит планете мусор, он очень испугался и решил сделать все, чтобы самые страшные фантазии никогда не сбылись.

Вот поэтому я и хочу сделать книгу эко-сказок для дошкольников. Я уже начинаю их писать, надо торопиться, пока сострадание нынешних дошколят не превратилось в равнодушие. Книга будет наполнена примерами, интерактивными заданиями, все будет написано понятно и просто. Поэтому детям с этой книгой скучно не будет. Я постараюсь наполнить свой проект смыслом, постараюсь сделать так, чтобы он решил проблему. И я очень рада, что пришла к этому методом своих проб и ошибок и получила на профориентационной смене такой главный урок в жизни.

Поставь лайк

up
Проголосовали 19 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image