Back to top

Здесь жили реалисты, или какие истории хранит здание детской больницы?

Несмотря на то, что Новосибирск не имеет такой большой истории, как Москва, Санкт-Петербург или Томск, и является сравнительно молодым городом нашей страны, всё же он имеет некоторые следы столетней давности, которые в настоящий момент, к сожалению, стёрты из памяти большинства наших жителей. Одним из таких следов является бывшее Новониколаевское училище имени дома Романовых, сейчас это здание Новосибирской муниципальной детской клинической больницы скорой помощи №3. Мимо медицинского учреждения ежедневно проходят сотни и проезжают тысячи людей, но лишь единицы знают, что когда-то это было одно из лучших образовательных учреждений Российской империи.

Сейчас Новосибирск является известным научным и образовательным центром России, но в начале XX века жители Новониколаевка не могли даже и представить столь светлого будущего своего города. Чувствовалась острая необходимость в постройке новых учебных заведений. Поэтому в 1906 году было создано Новониколаевское реальное училище, по окончании которого молодые люди (а учились там только юноши) могли поступить в высшие учебные заведения.

В современном мире мы ищем примеры построения образовательной модели, которая воспитывала бы достойных сынов своего Отечества, а не роботов, запрограммированных на выполнение определенного алгоритма действий. Я считаю, что таковой может являться модель Новониколаевского реального училища имени дома Романовых.

В стенах заведения царила атмосфера полного уважения и взаимопонимания, несмотря на то, что дисциплина была чрезвычайно строгой. Жизнь училища была основана на принятых педсоветом правилах для учеников и инструкциях для классных наставников. За малейшую провинность реалиста следовало наказание. Частная жизнь учеников была под полным контролем. Даже на выходных они были заняты школьной самодеятельностью, прослушиванием лекций и прочими полезными для них делами. Но не стоит думать, что реалисты были полностью лишены развлечений. Так, в 1912 году состоялась увлекательная поездка на Телецкое озеро, путь до которого составил 600 километров и занял шесть дней. Несмотря на длительность поездки, дети остались довольны. Как утверждают историки-краеведы, это был первый тур в Новониколаевске.

Более ста лет назад в этом здании звучал хор, регулярно ставились спектакли и устраивались концерты, в которых реалисты с удовольствием принимали участие и приглашали жителей юного Новониколаевска. Удивляют также взаимоотношения реалистов: несмотря на сословное разнообразие, в училище было полное равноправие. У дворянских детей не было никакого чувства превосходства над детьми крестьян. Более того, они искренне и преданно дружили между собой. Педагоги старались не просто учить детей, они стремились найти к каждому из учеников свой индивидуальный подход. Ведь именно это является одной из причин, способствующих не только умственному и физическому развитию реалистов, но и духовному.

Конечно же, дисциплиной и экскурсиями сейчас никого не удивишь, но по-настоящему удивляет дух православия. Ученики читали молитву до и после урока, а также перед приёмом пищи в училищной столовой. Перед началом занятий в 8 часов 30 минут все ученики собирались в зале для общей молитвы. Поочерёдно прочитывались установленные молитвы, читалось Евангелие, и хором пелись молитвы «Царю небесный» и «Отче наш». Вообще все важные события в жизни училища сопровождались молебнами, церковными служениями.

Городские власти знали, что вопрос о получении образования стоит очень остро и шли на встречу. Обучение было доступно практически всем, плата составляла 60 рублей в год, что было приемлемо даже для выходцев из крестьянских семей. Согласитесь, такое не часто можно встретить не только в российской, но и в мировой истории.

Реальное училище было одним из первых в городе, и с самого начала была актуальна проблема с помещением. 20 октября 1912 года училище «переехало» в новое здание на Николаевском (а ныне Красном) проспекте. Это было каменное двухэтажное прекрасное здание с центральным паровым и водяным отоплением, вентиляцией и электрическим освещением. С него и началась новая, счастливая эпоха в его истории. Сразу стала заметной разница между существованием в наёмном доме и жизнью в собственном здании. Например, отпала необходимость в параллельном отделении четвёртого класса. После переезда во всех классах начались систематические занятия гимнастикой, которая была очень популярна среди учеников.

В училище также располагался уникальный естественно-исторический кабинет. В нём имелось 1730 предметов, пособий по зоологии, ботанике и минералогии. Некоторые из них были приобретены на средства города и казны, а некоторые составлены учениками. Особенно естественно-исторический кабинет славился своей коллекцией представителей птичьей фауны Западной Сибири (их было около 300 экземпляров). Также достаточно хорошо были оснащены физический кабинет и химическая лаборатория.

В годы Первой мировой войны жизнь училища круто изменилась. Едва получив собственное здание, оно должно было потесниться, чтобы удовлетворить нужды военного ведомства. С середины сентября 1914 года в помещениях, принадлежавших училищу, расположилось несколько сот военнообязанных. В тяжелое для Отечества время сотрудники и учащиеся собирали средства  в помощь сражающейся русской армии и согражданам, пострадавшим от военных от военных действий. Вообще благотворительность в жизни реального училища играла значительную роль. Ставились спектакли, средства от которых шли на подарки детям-беженцам, военнопленным, томящимся в австро-германском плену, на строительство в Новониколаевске Дома Инвалидов. На примере Новониколаевского реального училища видно, как хотели помочь жители Новониколаевска своей стране, вставшей на путь войны, какую сопричастность к её горю они чувствовали. Воинам отдавалось всё, а сами реалисты с огромным рвением и патриотическим подъёмом отправлялись на фронт, многие оттуда так и не вернулись.

К сожалению, вся система образования разрушилась после революции. 8 июля 1920 года Новониколаевское реальное училище было переименовано во 2-ую Советскую Трудовую Школу. 1918 год привнес коренные изменения во внутреннее устройство училища, и прежде всего это коснулось основ православия. Православная модель образования была полностью разрушена. Вместо индивидуального подхода к каждому ученику появилась массовость. На смену спокойному ритму реального училища пришла пора бесконечных совещаний, заседаний, манифестаций, явка на которые была обязательной. Наступила эпоха бесконечных циркуляров, распоряжений. Анализ архивных документов убеждает в том, что администрация учебного заведения была лишена самостоятельности и автономности даже в хозяйственных вопросах – все насущные проблемы решались отделом НАРОБа, который, к тому же, резко изменил структуру управления. На смену директору, подчиняющемуся попечителю учебного округа, пришли председатель школьного совета и его товарищи.

Итак, советская власть полностью разрушила классическую образовательную модель. После революции в здании Реального училища располагались госпиталь, различные партийные учреждения, а сейчас – детская клиническая больница скорой помощи №3. Сбоку на здании прикреплена табличка, напоминающая жителям современного Новосибирска о том, что это памятник архитектуры, возведенный по проекту А.Д. Крячкова для Новониколаевского реального училища имени Дома Романовых. Проведенные нами в нескольких метрах от здания опросы показали, что лишь единицы прохожих (чаще сотрудники больницы) владеют этой информацией. К сожалению, большинство жителей нашего города не знает истории, что очень прискорбно. Постепенно заслуги наших предков уходят из памяти, с каждым годом восстанавливать их все более сложно.

Для меня это здание представляет большой интерес: здесь истоки среднего образования моего любимого города, это своего рода его визитная карточка.

Поставь лайк

up
Проголосовали 18 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image