Back to top

Сколько ревизоров в Новосибирске?

Первый. Письмо режиссеру спектакля «Ревизор» театра «Глобус»

Уважаемый Роман Самгин! Я хочу выразить Вам своё… негодование по поводу Вашей постановки. Постараюсь объясниться как можно яснее.

Итак. Первое. Кардинальные перемены в сюжете меня потрясли! Конечно, можно было что-то изменить, но не до такой же степени! Всё начинается с того, что Хлестаков с Осиповной (подчеркну – Осиповной!) падают в реку вместе с повозкой, хотя по книге они просто останавливаются в кабаке. И не с Осиповной, а с Осипом! Это принципиальная разница (Кстати сказать, в программке эта героиня называется спутницей Хлестакова, что принципиально меняет её статус: из слуги в спутницу!) Но соглашусь, это еще можно в принципе простить.  Но финал спектакля простить нельзя! Если смотреть по тексту комедии (а Вы не указываете даже, что спектакль по МОТИВАМ пьесы Гоголя; Вы пишите по ПЬЕСЕ)… Итак, если смотреть по книге, то в конце Хлестаков с Осипом уезжают, оставив чиновников и городничего с носом. А в спектакле Хлестаков с Осиповной опять падают в реку, после чего Хлестаков женится на Марье Антоновне. В чем идея? Как с гуся вода?

Второй. Рецензируя спектакль театра С. Афанасьева…

Анонсированная продолжительность спектакля – три с половиной часа – сначала напугала меня, однако так увлекся, что не заметил, как пролетело время. Зал в театре очень небольшой, со зрительских мест можно увидеть все недочеты игры героев или интересные ходы. Скажу сразу: пьеса идеальна!

Состав актеров подобран прекрасно. Андрей Яковлев был блистателен в роли Городничего: властный, хитрый, хладнокровный, расчетливый. Единственный, одетый в современный костюм, он проводит параллель между временем написания произведения и сегодняшним днем.

Музыка звучала хоть и редко, но всегда к месту. Особенно хочется отметить исполненную хором песню «Славься» М. И. Глинки: Городничий таким образом старался показать свой патриотизм и преданность народу. В связи с этим невольно вспоминается высказывание М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Что-то заговорили о патриотизме. Наверное, опять проворовались».

С. Афанасьев добавил в действие мистики, что является аллюзией на других литературных героев автора: на сцене появляется и панночка, чёрт, полупрозрачная Авдотья, да и все персонажи в начале действия показаны упырями. Интересный ход режиссера – появление Гоголя и Пушкина в спектакле. Это напоминает нам о том, что сюжет комедии Николаю Васильевичу был подсказан Пушкиным, и именно он настойчиво просил Гоголя не прекращать работу над «Ревизором».

На мой взгляд, действие полностью передает замысел Гоголя: показать пороки общества, свойственные современному обществу. Поэтому финальная фраза «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» обращена в первую очередь к зрителю.

ТРЕТИЙ ревизор спрятался под название мюзикла «Инкогнито из Петербурга» и обнаруживал себя в театре Музыкальной комедии. Правда, в этом сезоне спектакля уже нет.

Кто из режиссеров еще возьмется ставить спектакль, столь нашумевший еще во времена самого автора, так расстроивший Николая Васильевича Гоголя? Заглянем в репертуары новосибирских театров чуть позже.

Фото: сайт театра «Глобус», сайт театра им. С. Афанасьева

Поставь лайк

up
Проголосовали 13 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image