Back to top

Шедевр балетного искусства

«Собор Парижской Богоматери» – одна из самых неоднозначных и грандиозных балетных постановок, представленных на сцене Новосибирского театра оперы и балета, премьера которой состоялась осенью 2021-го года.

Балет, поставленный по всему миру, имел довольно громкий успех, сопровождающийся разнообразными отзывами – от отрицательных, ругающих принципы постановки, до положительных, восхваляющих мастерство хореографа. И вот, наконец, спектакль по одноименному роману Виктора Гюго прогремел, словно гром среди ясного неба, в Новосибирске: партию Эсмеральды в премьерных показах исполняли Анжелина Воронцова и Ольга Гришенкова, Квазимодо – Иван Васильев и Бахтияр Адамжан, партию Феба – Василий Соболев и Михаил Лифенцев, Фролло – Никита Ксенофонтов. Сайт НОВАТа стремительно пополнялся сотнями откликов зрителей, выделяющих сложную хореографию с элементами рваной пластики, ее ритмичность, раскрывшую артистов балета с совершенно другой стороны. И мне, как профессиональной танцовщице, захотелось увидеть этот спектакль вживую – и вот мечта осуществилась.

Нельзя не углубиться в историю создания этой балетной постановки. Столь яркий роман Виктора Гюго, открывающий готическое, полное сильных страстей Средневековье, не мог не привлечь внимания театра. И уже через 13 лет после выхода книги, в 1844 году, состоялась премьера «Эсмеральды» французского балетмейстера Жюля Перро. «Трагическое должно, увы, иметь благополучный исход, иначе сочинителя балета постигает судьба Еврипида, нам остались в удел только сказки», – писал хореограф-постановщик. И это заложено в его творении: спектакль, в центре которого находится балерина, имеет счастливый финал.

Полной противоположностью этой постановке стал балет Ролана Пети. В нем нет ни козочки, ни ярких цыганских платьев. Пети хотел создать постановку, близкую по духу Гюго, поэтому в ней нет ни романтизма, характерного для балета середины XIX века, ни реализма начала следующего столетия. Классические балетные движения сочетаются с современной рваной пластикой. И центральной фигурой постановки стала не Эсмеральда, а горбун Квазимодо. Именно его творение стало ключевым в мировом балете.

На сцене НОВАТа же «Собор Парижской Богоматери» представлен в постановке балетмейстера Луиджи Бонино, последователя Ролана Пети. Свою карьеру он построил в труппе Марсельского национального балета под управлением Ролана Пети, а затем перенял его традиции, став ассистентом хореографа.

С самой первой сцены, праздника шутов, моё внимание привлекли костюмы. Горожане и вилланы, собравшиеся на празднование, соревнующиеся за титул Папы шутов, были одеты в очень яркие, броские платья-трапеции и рубашки со шнуровкой, а не в привычные глазу зрителя пачки и шопеновки. В массе кордебалет напоминал цветные витражи собора, что довольно символично.

Шумная толпа замерла в изумлении, когда на сцене появился Квазимодо. Меня потрясло, что для изображения его «уродливости» Роман Полковников вовсе не использовал грим – горб артист изображал с помощью особой современной пластики: голова выдвинута вперед, правое плечо вздернуто вверх, рука висит, а стопы завернуты. Танцовщик использовал синтез привычных для балета плавных и характерных для современной хореографии резких и угловатых движений. И именно его неординарная пластика произвела на меня огромное впечатление. По замыслу Пети артист должен раскрывать богатый внутренний мир горбуна, и Роман определенно справился со своей задачей. Богатая актерская игра не оставила меня равнодушной к Квазимодо.

Единственную женщину в окружении трех мужчин исполнила Ольга Гришенкова, прима-балерина НОВАТа, показавшая нежную, утонченную Эсмеральду. Свой необыкновенно трагический образ она полностью раскрыла в сцене своей гибели. Нельзя не упомянуть необыкновенное балетное мастерство танцовщицы: ее быстрые вращения, завораживающая растяжка и впечатляющая пластика рук.

Изюминкой спектакля для меня стал сыгравший Клода Фролло Никита Ксенофонтов – настоящее воплощение синтеза сложнейшей хореографии и актерского мастерства. Он своей энергетикой полностью перекрыл Квазимодо, который является визитной карточкой постановки. Будучи главным антагонистом, погубившем и капитана Феба, и цыганку Эсмеральду, он заворожил меня: и дело не только в его феноменальном мастерстве вращений и прыжков, высота которых захватывала дух, но и в его представлении внутреннего мира героя. Чтобы показать безумие и фанатичность Фролло артист использовал сухие, рваные, неуловимые движения, которые он дополнял кроткой актерской игрой. Никита приковывал к себе внимание с момента первого появления и до последнего движения по сцене.

Четвертой центральной фигурой является белокурый красавец Феб, капитан отряда стрелков, влюбивший в себя желанную цыганку, роль которого исполнил Артём Пугачёв. Я считаю, что артист полностью отыграл своего героя, не имеющего психологической глубины, а обладающего лишь внешним напуском. Его техническое мастерство вызывало лишь восхищение!

Нельзя не упомянуть самую трагичную сцену балета – гибель Эсмеральды: эмоции накалялись, а действия сменяли друг друга с огромной скоростью. Квазимодо не удалось спасти свою возлюбленную от повешения на виселице, и в момент ее гибели он осознал всю пагубность власти Фролло. Обезумев от горя, он задушил архидьякона. Горбун унес безжизненное тело Эсмеральды, завершив этим финальное действие балета.

Для меня «Собор Парижской Богоматери» стал настоящим открытием. Непохожий на классический балет, он оставил яркое послевкусие. Точно, ради чего стоит его посмотреть – феноменальная хореография, отличающаяся от каноничных принципов балета. Неординарная пластика, неподражаемое актерское мастерство, костюмы по эскизам Ив Сен-Лорана, грандиозная музыка Мориса Жарра – всё это производит ошеломляющий эффект.

Фото: сайт НОВАТа

Поставь лайк

up
Проголосовали 7 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image