Back to top

Самоуправление – это театр…

130

 

Ученическое самоуправление подобно театру: каждый в нем играет свою роль (президента, министра или простого подчиненного).

Для чего оно нужно? Какие цели и задачи оно преследует? Как влияет на систему образования? Вам нужны голые факты? Но они ничего не расскажут! Давайте устроим прогулку, заглянем за кулисы...

 

Прежде чем говорить о современной системе образования, необходимо приоткрыть исторический занавес.

СССР. В школе старшеклассники создают различные штабы, клубы, секции, кружки. Все они работают под непосредственным руководством соответствующих секторов комитета комсомола или Учкома. Самоуправление развивается и набирает обороты. Но вот 1991 год, распад СССР, а за ним – всего, что было создано, в том числе, достаточно развитой системы ученического самоуправления.

XXI век. Восстанавливается экономическая система, развиваются технологии, модернизируется система образования. В школах идет становление самоуправления. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, мы решили встретиться с «режиссером» школьной жизни, завучем по воспитательной работе МОУ СОШ № 42 города Читы Ольгой Николаевной Яковлевой.

on2

– Сейчас идет этап восстановления системы образования после распада СССР. Одна из самых главных реализуемых программ – это установление отношений «субъект – субъект» (ребенок должен быть в центре образовательного процесса). Основной упор идет на воспитание детей, развитие их социальной активности. Создается творческое пространство, атмосфера взаимопонимания, строится школьная демократия, и не столько педагогическим коллективом, сколько органами ученического самоуправления. Они являются связующим звеном между педагогом и учеником. Учителя часто бывают субъективными в определенных вопросах, а совет старшеклассников, республика, государство (в каждой школе по-разному) помогает найти компромисс; таким образом, стабилизируется школьная жизнь в целом. Если оценивать результаты, дети стали более активными, повысился уровень воспитанности, возрос рейтинг «участия». Эта позиция педагога. А что говорят сами участники образовательного процесса? Что для них значит «ученическое самоуправление»? Мы вас проводим за кулисы нашего театра...

Знакомимся с первым «актером». Это Анна Иваненко (представитель совета старшеклассников школы № 42):

a1

– Для меня школьное самоуправление – это, прежде всего, жизнь, которую ученики создают сами. С органами самоуправления решается проблема занятости всех учащихся, их образования и развития, организованности. Благодаря этому строится система, которая регулирует процесс получения знаний, в ее основе в нашей школе находится совет старшеклассников. Но помимо видимых органов управления, в классах каждый должен быть «при деле». Только при такой системе правления, при организации всего школьного коллектива, можно будет проводить любые мероприятия, реализовывать различные проекты, праздники своими силами. Безусловно, ученики должны быть заинтересованы, а для этого необходимо с начальных классов воспитывать активистов, живущих под девизом: «Кто, если не я?»

Ну, а мы пройдем дальше... И перед нами Полина Пешкова (президент Республики школы № 30):

– В моем понимании школьное самоуправление – это создание «государства в государстве». Директор управляет педагогическим коллективом, президент – учащимися 5-11 классов, опираясь на помощь правительства, министров (выборы на каждую должность проходят среди наших школьников). В образовании это играет огромную роль. Ведь это фактически единственный способ, позволяющий несовершеннолетним отстаивать свои права в школе, предлагать новые идеи и пути решения различных проблем.

Мы возвращаемся на страницы нашего журнала. Анализируем все, что мы сегодня увидели. Безусловно, самоуправление важно непосредственно для условий формирования личности! Становимся более самостоятельными, готовимся к жизни вне школы, а сам процесс обучения модернизируется, появляется взаимопонимание между учениками и педагогами. Главное, чтобы каждый ученик понимал, что мир в его руках. Сначала – это школа, затем – институт, а потом и вся страна, а может, и весь мир…

Поставь лайк

up
Проголосовали 28 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image