Back to top

Кузница Великой Победы на улице Станционной

75-летие Великой Победы. Как часто мы слышим эти слова! В нашем городе во время войны никогда не гремели снаряды, не грохотали взрывы, по нашей земле никогда не ходили фашисты, но победа ковалась и здесь, в Сибири.

Я предлагаю вместе со мной совершить прогулку по улице, ставшей опорой военного производства в Новосибирске. Начнем мы наш путь от нашей гимназии, от здания по улице Котовского, 38. Всего десять минут, и перед нами вокзал Новосибирск-Западный. В те далекие военные годы он носил другое имя: станция Кривощеково, и улица, на которой он располагался, была не Широкой, а Служебной (предназначалась для обслуживания производственных надобностей станции).

Поднимаемся по надземному переходу. Много ступенек, провода высокие, перед нами широкая панорама железнодорожных путей. Подумать только: ведь здесь 80 лет назад изо дня в день тяжелые груженые поезда, наполненные боеприпасами, добровольцами и техникой, отправлялись далеко на запад, в Москву, Смоленск, Санкт-Петербург. Сегодня этот узел железнодорожных рельсов на западе Новосибирска насчитывает восемь платформ и тринадцать путей. Почти на каждом стоит груженный углем или металлом состав. Рядом с ними эшелоны с металлопрокатом с новосибирских заводов. Именно здесь в годы войны выпускались снаряды, детали для военной техники, бронелисты и многое другое для фронта и победы.

Спускаемся, и вот перед нами объект внимания и предмет гордости. Станционная – улица с мирным названием, но за ним скрывается величественная кузница победы. На этой улице находятся заводы «Сибсельмаш», металлургический завод имени Кузьмина, завод «Луч» и училище имени А.И. Покрышкина. Здесь отливалась сталь, закалявшая победу над фашистами.

История этой улицы начинается с 30-х годов прошлого века, когда был заложен завод «Сибкомбайн», ныне «Сибсельмаш». Сибиряки выполняли самые большие планы, увеличивали темпы производства, наращивали мощности своего завода. В кратчайшие сроки было налажено производство уникальных марок стали, реализовывались грандиозные планы. К началу войны на «Сибкомбайне» уже выпускались танки, запчасти для авиа- и машиностроения, производилась сельскохозяйственная техника. Параллельно была проложена вагонеточная ветка путей до станции Кривощеково (Новосибирск-Западный).

Подойдем поближе ко второму гиганту легендарной эпохи. Сегодня – это металлургический завод имени Кузьмина. А что он представлял собой в военное время? Интересный вопрос. Уже осенью 1941 года с Украины был эвакуирован завод «Запорожсталь», который разместили на базе только что построенного прокатного цеха «Сибкомбайна» комбината 179. Производственные площади увеличились в несколько раз, объемы производства постоянно росли. Военная промышленность достигла огромных высот. Завод Кузьмина стал вторым по величине производителем оборонной продукции в Новосибирске. Будет несправедливо не сказать о человеке, имя которого носит это предприятие с 1954 года. Анатолий Николаевич Кузьмин – первый директор завода, талантливый и энергичный инженер, один из крупных организаторов металлургической промышленности страны. 

Для обучения квалифицированных кадров было возведено училище с фабрично-заводским обучением. За военный период оно обеспечило заводы множеством хорошо обученных специалистов. Никто не предполагал, что 1930 год станет памятным для ФЗУ еще тем, что его учеником стал Александр Иванович Покрышкин. Тогда никто не знал, что его имя навсегда будет вписано в историю училища. Раньше трижды герой Советского Союза учился здесь. С детства он интересовался авиацией, и училище на улице Станционной стало для него площадкой личностного роста и дало возможность воплотить мечту в жизнь. Кто мог предположить, что история улицы Станционной будет связана с именем этого знаменитого летчика, имя которого приводило в ужас немецких асов, когда тот поднимался в небо. А теперь верхнюю часть здания заслуженно украшает гордое название одного из уважаемых учебных заведений Новосибирска – «Новосибирский технический колледж им. А.И. Покрышкина».

Прогуляемся и по внутреннему дворику училища, где расположился парк «Патриот», в котором собраны модели техники. Детали для боевых собратьев этих экспонатов производили наши заводы. Сначала мы видим знаменитый самолет Илюшина десятой модели. Небесная крепость – так его звали в народе. Действительно, он больше походит на замок, нежели на военную машину. Широкий размах крыльев, серьезный пулеметный оскал, броня по всему фюзеляжу. Раньше говорили, что эта птица может выдержать до пяти попаданий зенитного орудия и почти не поддается осколочному урону. Посмотрим, что у нас дальше. Брат и сородич нашего Ила – «Аэрокобра». Не менее грозная машина, вылитый коршун, парящий над своей добычей. Его не зря прозвали коброй, в его арсенале легкие бомбы для уничтожения танков и складов и по три пулемета на каждое крыло. Встретиться с этим самолетом не пожелаешь никому.

Своего пика производство военной продукции на улице достигло, когда был возведен завод «ЛУЧ» и патронный отдел «Сибкомбайна», ныне Патронный завод. Объемы были настолько велики, что составляли почти 70 % изготавливаемого вооружения Красной армии за Уралом. Невообразимая мощь для скромной улицы на окраине города!

Все произведенное на заводах улицы Станционной грузилось на платформы и вагонетки и со станции Кривощеково эшелонами под победный стук колес отправлялось на фронт. А теперь мы двигаемся в сторону ТЭЦ-2. Посмотрите, это не просто переход со шлагбаумами, в этом месте за серым асфальтом Новосибирска на нас смотрит история. Рельсы, положенные от завода Кузьмина. Редкая возможность видеть своими глазами, как вагоны с произведенной продукцией оправляются по ним на узел Новосибирска-Западного. Мне повезло, как раз сейчас передо мной вывозят металлопрокат и контейнеры с Патронного завода.

Наша экскурсия по местам трудовой славы, где ковалась победа в Великой Отечественной войне, подошла к концу. Здесь отливалась слава, чеканился трудовой подвиг, ковалась победа. Нами никто не забыт, нами ничто не забыто. Пора заканчивать прогулку, я начал замерзать. До новых встреч, друзья! Как будет что интересного, расскажу.

Хотя еще осталась одна важная мысль. За годы войны и в послевоенные годы улица Станционная являлась центром промышленности не только Новосибирска, но и всей Сибири. В начале этого года активно обсуждалось предложение переименовать улицу в проспект Победы.  Думаю, что это было бы справедливым решением.

Наш город заслужил право называться городом трудовой славы. Стоит отметить, что на эту тему учениками нашей гимназии был составлен аудиогид под названием «Заводы победы на улице Станционной», который вы можете прослушать на сайте IZITRAVEL, когда попадете в наш город и решите пройтись по улице, ковавшей победу 75 лет назад. На канале Ютуб выложен видеосюжет, подготовленный медиахолдингом гимназии.

Поставь лайк

up
Проголосовали 28 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image