Back to top

Когда возникает выбор между честью и бесчестием?

Честь. Это короткое слово пляшет на кончиках шпаг и остается вместе с порохом от выстрелов дуэлянтов, оно витает в воздухе во время произнесения клятв, гремит вместе с канонадой пушек в бою, чувствуется во вкусе любой победы и любого поражения. Что же оно означает? Это часть духовности, при которой человек следует своим моральным установкам, идущим из уважения к самому себе, окружающим, даже к врагу, как бы сложно это не было. Ему противостоит «бесчестие» – с его звуком сжигаются мосты за собой, несправедливо обвиняется товарищ, рвется нитка родного флага у предателя, нарушившего присягу. Каждый человек хоть один раз в своей жизни делает выбор между честью и бесчестием, и для этого необязательно брать в руки оружие и выходить на поле боя. Когда же возникает эта дилемма?

Основы чести и морали закладываются в нас с детства. Своим или чужим примером родители учат детей быть верным себе, насколько бы тяжелой не была ситуация. Говорить взрослым правду, не бояться идти против мнения сверстников, вставать на защиту слабых – житейские мелочи, но из них шаг за шагом формируются принципы, от которых человек не откажется и во взрослой жизни. Это очень хорошо видно в произведении великого русского писателя А. С. Пушкина «Капитанская дочка», а именно – в персонаже Петра Гринева. Эпиграф романа «Береги честь смолоду» – важнейшее правило семьи Гриневых, с которым герой знаком с самого юного возраста. И пусть он является не идеальной гравюрой молодого офицера, а упертым несерьезным дворянином-повесой, Гринев старается придерживаться этого пункта: протягивает руку помощи замерзшему мужику, отдавая ему свой тулуп, или встает на защиту крепости, которая временно приютила его, отказываясь от бегства. Даже перед лицом опасности, смерти и ради личных целей Петр не задевает своей чести. Он отказывается предавать присягу и переходить на сторону бунтовщиков, ни ради того, чтобы обеспечить безопасность Маши Мироновой, ни даже свою собственную, а перед лицом правосудия не пытается оправдаться и со всем достоинством готов принять наказание, если Родина посчитает его виноватым. За стойкость своих убеждений даже в самых сложных ситуациях Петра будто сама судьба несколько раз вознаграждает во время происходящих событий. Помнящий доброту офицера и видящий его твердость лидер бунта, Емельян Пугачев, сохраняет ему жизнь и даже относится чуть более благосклонно, несмотря то что по всем идейным смыслам они с Гриневым – враги. А в конце благодаря усердию и силе воли Маши сама императрица Екатерина Вторая, услышав правду об истории офицера, готова проявить снисхождение к нему. И таких «Петров Гриневых» много, не только в девятнадцатом веке, но и до того времени, и после. Честь – это не только про службу и доблесть в бою. Для сохранения чести иногда достаточно просто в душе остаться Человеком, и тогда выбор будет правильным.

Андрей Соколов из произведения М. А. Шолохова «Судьба человека» не похож на Петра Гринева практически ничем. Он простой рабочий, прошедший две революции и Гражданскую войну, высоких «дворянских» идеалов никогда не имел и просто хотел спокойно и счастливо жить со своей семьей в недавно зародившейся Советской Родине. Но в его жизнь врывается Великая Отечественная война. Андрей уходит на фронт, но спустя время попадает в плен, в один из концлагерей. Начинаются дни тяжелейшей работы в нечеловеческих условиях с такими же заключенными. Жизнь усложняет еще и начальник лагеря, Мюллер – «истинный ариец» в нацистской идеологии, ведь в пленных он видит жалких ничтожных животных, которые потеряют любую человечность, стоит лишь напомнить им их место. На каждом построении он унижает людей и издевается над ними, а когда Соколов бросает за спиной против Мюллера какие-то слова, на него тут же пишут донос, и уже лично начальник вызывает Андрея в свой штаб с целью убить неудобного пленника. Уже внутри истощенному советскому солдату предлагают выпить шнапс и закусить «за победу немецкого оружия», но герой, даже едва стоящий на ногах от голода, и не думает соглашаться, лишь только когда ему говорят выпить «за свою смерть», Андрей залпом выпивает стакан, не притрагиваясь ни к крохе еды, лежащей на столе. Он повторяет так два раза, нанося урон по и без того подорванному здоровью, и все так же твердо стоит, показывая, что не возьмет ни единого куска у того, кто не считает его даже подобием человека. Это удивляет даже такое существо, как Мюллер, и он отпускает пленного обратно в барак, сохранив тому жизнь. Андрей Соколов в этой ситуации не сделал ни одного удара или выстрела, даже практически ничего не сказал, но он сохранил свою честь даже перед тем, в ком не осталось ничего человеческого, и сделал это в условиях жесточайшего выбора.

В заключение хотелось бы сказать, что очень часто в трудных жизненных ситуациях человек проходит проверку на прочность не только тела, но также силы воли и чести. Пройти ее может далеко не каждый, остаться человеком после этого шансов еще меньше. Но только так можно доказать себе и окружающим, кто ты такой и чего стоишь на самом деле.

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 7 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image