Back to top

Встречи вне времени

Человечество уже давно мечтает о межвременных путешествиях. Учёные пытаются разработать машину времени, писатели пишут фантастические рассказы, режиссёры снимают фильмы о полётах в прошлое, всё больше разогревая наш интерес к прохождению сквозь время. Но пока нет никаких машин для телепортаций, зато есть исторические книги. История – вот наш билет в прошлое! Читая учебник истории, можно перенестись в самый центр тех событий, что описаны на его страницах.

Во время подготовки к очередному уроку истории я обратила внимание на фразу «Пётр Великий». Мне стало очень интересно, что же такого мог сделать человек, чтобы о нём писали «Великий». Прочитав всего несколько страниц, я поняла, что это, действительно, величайший человек, который смог так повернуть жизнь всех людей подвластной ему территории, что всю историю страны можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи.

В свое время Петр I сделал очень много для становления России. И не его вина в том, что не все шло гладко: он не получил даже более или менее приличного образования. Только личный энтузиазм, упорство и воля Петра позволили совершить такой качественный скачок вперёд в развитии страны. Первое о чем стоит помнить – это создание флота. Перед Азовскими походами в 1695 году в России не строились военные корабли. В 1696 году выходит указ о создании флота. А в 1714 году российская эскадра одержала победу над шведами при Гангуте. Это, безусловно, большой прорыв для недавно созданного российского военного корабля. В ходе Северной войны, длившейся с 1700 по 1721 год, Россия также одержала победу, которая была подтверждена Ништадтским миром. По заключении этого мирного договора к Российской империи были присоединены некоторые территории, которые открывали выход к Балтийскому морю.

Также его политика способствовала развитию образования. Были открыты математическая, инженерная и артиллерийская школы. Петр издал указ о создании Академии наук, однако его смерть помешала ее открытию, этим занялась его жена Екатерина I. Также было введено обязательное обучение для дворян. Именно с петровских времён повелось, что образованный человек должен знать европейские языки, разбираться в математике, гуманитарных и естественных науках.

Стоит вспомнить и о создании северной столицы. Согласно преданию Петр заложил первый камень 16-го мая 1703 года в день святой Троицы. Предание гласит, что царь, осматривая Заячий остров, взял у солдата лопату, вырезал два куска дерна, сложил их крестообразно и сказал: «Здесь быть городу». Вскоре началось строительство Петропавловской крепости, также стали вестись работы и на нескольких ближайших островах. Петр с самого начала задумывал Петербург как новую столицу и «Окно в Европу», поэтому застройка намеренно идет на манер европейских городов. С 1712 года по 1918 Санкт-Петербург являлся столицей России. На данный момент город ежегодно посещают миллионы туристов. Он поражает своей архитектурой, культурой и особой атмосферой. Но не стоит забывать, что этот культурный центр был построен благодаря непосильному труду русского народа.

Несмотря на неудачи, Петр добился признания силы и мощи России другими государствами. Многие считают его диктатором, но я думаю, что Петр, ставя перед собой цель усиления империи, понимал, что это требует от него строгости, образованности и проведения коренных реформ. Петр Великий любил Россию и сделал все для ее укрепления.

Когда на школьных уроках мы начали изучать события ХIХ века, мне было грустно осознавать, что развитие нашей страны практически не двигается с мёртвой точки, но чуть позже я узнала о человеке, который заставил меня испытать гордость за нашу страну и восхититься новыми свершениями. Этим человеком стал великий правитель Александр II, именуемый в народе «Царь-Освободитель».

Чем же он так отличился от всех предшествующих ему властителей? Период именно его правления вошел в историю как «эпоха великих реформ».

Экономическая отсталость России от европейских государств, неэффективность крепостного хозяйства с самого начала правления заставляют Александра задуматься о крестьянской реформе. Именно поэтому в 1857 году Александром создаётся особый секретный комитет. Император ставит перед ним главную задачу: создание реформы отмены крепостного права. 19 февраля 1861 года Александр II подписывает манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, по которому крестьяне получили личную свободу и землю за выкуп. До этого они не имели гражданских свобод – помещики могли продавать и покупать их, часто разлучая семьи, отрывая детей от отцов и матерей. Наш народ страдал от несправедливости и неустроенности, нищеты и голода. Вот, что вызвало у меня восхищение: именно Александр II освободил крестьян и дал им право считаться действительно людьми, а не вещами.

Отмена крепостного права поставила перед Александром задачу изменения системы местного самоуправления, и в 1864 году он подписывает указ о Земском самоуправлении, в соответствии с которым проводится Земская реформа. В результате её проведения были созданы выборные органы местного самоуправления – земства. Экономическое развитие страны требовало наличие большого количества образованных людей, что требовало сделать образование более доступным.

В период 1863-1864 годов Александр II поручает министру просвещения А. Головину создать программу реформ образования. Она отменяет государственно-церковную монополию на эту деятельность, предоставив право организовывать школы частным лицам, земствам и т.д. Таким образом, была увеличена сеть народных школ, созданы училища для разночинцев, учреждены первые общеобразовательные курсы для женщин. Университеты получили особый статус, а принятый Университетский устав давал им значительную автономию в решении внутренних вопросов, что сыграло немаловажную роль в развитии высшего образования в стране.

Александр второй посвятил себя государству, но не был понят частью современников. На царя было совершено шесть покушений. Вы только вдумайтесь, какая ненависть к императору исходила от радикально настроенных ненавистников, несмотря на то, что он столько всего сделал на благо общества. А Александр чувствовал это и тяжело переживал ситуацию. В итоге последнее покушение увенчалось успехом. Террорист И. Гриневицкий взорвал бомбу у кареты императора, тот вышел, чтобы помочь пострадавшим и стал благодарить Бога за своё спасение. Но ещё одна бомба, брошенная человеком из толпы, всё же попала в того, кому предназначалась. Едва рассеялся дым, все увидели окровавленного Царя-Освободителя. Исполняя его последнюю волю, раненого отвезли умирать домой. Это произошло первого марта 1881 года, Александра похоронили в Петропавловском соборе.

Не нужно быть изобретателем, чтобы познакомиться с такими удивительными людьми, достаточно лишь обратиться к книгам. Именно они являются «проводниками» в любой период времени, в который захочешь отправиться.

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 24 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image