Back to top

Верните старый балет!

Открывается занавес и… что я вижу? Серый фон, серые костюмы! Вы думаете это какая-нибудь современная супермодная постановка? Ничего подобного – это старинное, знаменитейшее «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Где же великолепные декорации, яркие костюмы? Все серое, блеклое, скучное!!!

Глядя на сцену, я невольно сравниваю премьерную постановку прошлого сезона со спектаклем, наверное, десятилетней давности: где зеленые ветви деревьев, свисающие сверху и обрамляющие сцену?! Они создавали великолепную арку, в проемах которой поблескивало озеро. А вот и сам принц… Я снова вспоминаю постановку, когда мне было не так много лет, но на балет я ходила очень часто: сама занималась в хореографической студии… Меня одолевают сомнения, а может быть, наша новосибирская старая постановка была не оригинальна? Может, сейчас после премьеры лучше? Беру постановку Мариинского театра за 1986. И что же я вижу: яркий осенний лес перед замком в первом действии; красивое нежно-голубое озеро и белые лебеди; красочный зал и выразительный костюмированный бал у принцессы. Да, это постановка из моего детства!

Давайте тщательнее сравним второе действие. Бал. Яркая и динамичная музыка испанского танца, сделанного в черно-белых красках… Но пары выглядят не очень яркими и динамичными. Сделав платья танцовщиц в этом балете такими же, как и у цыганок в «Кармен», костюмеры сравняли две совершенно далекие друг от друга эпохи. Это в новом спектакле, а что же в старом? В старом колоритные черно-красные оттенки в испанском; в неаполитанском танце сочетание ярко-рыжей массовки и бледно-рыжей солистки очень эффектно. В венгерском сочетание зеленых костюмов массовки и красных костюмов солистов добавляют особую пикантность в сцену. И даже белые польские костюмы, дополняемые ярко-красными плащами и беретами у мужчин, и женскими лентами на спине, подчеркивают характер поляков. Казалось бы, что можно придумать особенного  в костюме невесты того времени? А ведь придумали что! расшили корсажи, рукава и подолы золотыми нитками и красными камешками. Не спрашивайте меня, почему так много внимания уделено костюмам! Любой зритель в первую очередь зритель: он смотрит на сцену и запоминает спектакль таким, каким его увидел. Серым или красочным. Думается, что в этот момент не важен даже возраст зрителя: для ребенка это значимо вдвойне!

Музыка П. И. Чайковского прекрасна и вечна, а вот трактовка средневековой легенды о злом волшебнике Ротбарте и принцессе-лебеди – Одетте имеет много вариантов: от оптимистического до полного пессимизма

Итак, финал спектакля: смерть Ротбарта, лебеди превращаются в девушек, победа добра над злом, оптимистический конец. Так заканчивался спектакль моего детства.

Что же сделали теперь? Ротбарт побеждает: сначала Одетта, потом и Зигфрид умирают. Но как это сделано?! За сценой они прыгают в озеро и потом появляются на высоте от сцены, как бы в раю. Рай раем, но уж больно самодеятельно, это раз, и  конец стал совсем пессимистичный – это два! Да, зло  чаще всего побеждает – видимо, эта философия ближе нынешним авторам спектакля.

Но вернемся немного  к истории спектакля… 15 января 1895 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера  балета «Лебединое озеро» в память о великом композиторе. Зал сиял великолепием, успех был потрясающий! Но так было с этим балетом не всегда. Есть в его истории и черная страница. «Хореограф Юлиус Рейзингер треть оригинальной музыки Чайковского заменил более «легкими» отрывками Чезаре Пуньи, плодовитого и модного итальянца. И – по все видимости, для того, чтобы провалить премьеру окончательно – доверил партию принцессы-лебедя молоденькой Пелагее Карпаковой, балерине, напрочь лишённой исполнительского дарования.

Премьера состоялась 4 марта 1877 года. Немногочисленные отзывы и вялый интерес публики означали провал», – так повествует об одной из печальных страниц балета Чайковского Валерий Ромм. 

Что же с балетом происходит сейчас? Зачем нужна современная минимализация в костюмах, красках и декорациях?! Экономия средств? Скорее да, чем нет. И это не один такой спектакль; в это список попадают и такие постановки, как « Князь Игорь» – никаких отличительных знаков того времени, о котором идет речь; «Золушка» – сделанная в авангардном стиле, а теперь ещё и «Лебединое озеро» – от бывшего триумфального балета остались только музыка П.И.Чайковского да хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова. Какой спектакль следующий?!

А может все-таки старый балет?!

Поставь лайк

up
Проголосовал 21 пользователь.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image