Back to top

Уроки доброты в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского»

Недавно на уроке литературы мы посмотрели церемонию вручения премии А. Солженицина Валентину Распутину. Я разглядывала улыбающееся лицо писателя, его глаза, полные надежды, и вслушивалась в голос А. Солженицина, отметившего, что Валентин Распутин несет в себе великие качества человека: «…чуткую совесть и ненавязчивое целомудрие, сосредоточенное углубление в суть вещей». Доброта, на мой взгляд, – это одно из составляющих качеств самого писателя и многих его произведений, особенно «Уроков французского».

Полуголодное детство, малокровие, беззащитность перед Птахой и его компанией – все выпало на долю мальчугана, но не сломило его волю. Каждый из нас, попав в трудную жизненную ситуацию, мечтает о доброй фее, которая с помощью волшебной палочки поможет тебе, спасет и укажет путь, как в сказке Шарля Перро «Золушка». Именно таким ангелом-хранителем, спасательным кругом для ученика стала учительница французского языка Лидия Михайловна, классный руководитель 5-го класса: «…она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре». Внимательная, заботливая, добрая, все замечающая: «Сегодня среди нас есть раненые».

Как накормить голодающего мальчугана, не унизив его, не нанеся душевную травму «подаянием»? Все попытки Лидии Михайловны уговорить подростка поужинать с ней за компанию провалились: «…нет, нельзя, так нельзя».

Опять игра в чику, побои, смирение, обида, обмен погнутых монет на кружку молока, пустой мешок из-под картошки, ожидание маминых гостинцев, уроки… Загадочная посылка с длинными желтыми трубочками, сахаром и гематогеном отвергнута адресатом, и все уговоры учительницы, что больше не будет посылок, не увенчались успехом. Вот так начали завязываться ниточки доброты между старшим товарищем и способным учеником.

Что же придумать, что предпринять? И Лидия Михайловна находит выход из замкнутого круга – игра в пристенок. Захватывающая игра увлекла подростка:

– Неужели боишься? – подзадоривала меня Лидия Михайловна.

– Вот еще! Ничего я не боюсь.

– Что ж, давай играть по-настоящему.

Дети не прощают обмана, поэтому Лидия Михайловна все продумала, все просчитала, и, даже поддаваясь, так искусно обманывала ученика, что тот в порыве игры не замечал уловок для ее проигрыша.

Вот когда уроки французского заменяются на уроки доброты.

Если бы не вмешательство директора, рассказ закончился бы совсем иначе:

– Что здесь происходит? Объясните, пожалуйста, я имею право знать, как директор.

– Играем в пристенок, – спокойно ответила Лидия Михайловна.

– Вы играете на деньги с этим? Это преступление. Растление. Совращение.

Что могла ответить молодая и испуганная учительница строгому и рассудительному директору? Ничего. Но чувства сострадания, отзывчивости, материнского участия в судьбе ребенка помогают нам понять милосердие, доброту и благородство Лидии Михайловны:

– А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет. Тут виновата я. Учись.

Прошли годы, а герой В. Распутина будет всегда помнить полученные им в далеком детстве уроки доброты: «…истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро…»

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 3 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image