Back to top

Универсальный писатель: публицист, журналист и главный редактор

27 января в международный день жизнелюбия ученики нашего медиакласса встречались с новосибирским писателем и редактором журнала «Сибирские огни» Михаилом Николаевичем Щукиным. Многие его произведения: «Встречь солнцу», «Конокрад и гимназистка», «Лихие гости», «Белый фартук, белый бант» – написаны на основе реальных событий из жизни людей, когда-то живших в Новониколаевске, а затем в Новосибирске.

Чтение как волшебство из детства

 Детство писателя прошло в замечательном сузунском селе Мереть, где он рос на просторе и в свободе сюжетов неуемной детской фантазии. Именно в детстве Михаил Николаевич понял, что такое магия чтения:

– Каждый вечер после того, как наша семья заканчивала ужинать, моя мама убирала все со стола, расстилала чистое полотенце, раскладывала книгу и читала. Я еще сам читать не умел, но вот ощущение волшебства слова, которое запало тогда в детскую душу, оно сохранилось до сих пор. Вот это волшебство меня и сподвигло к тому, чтобы и самому что-то написать.

– Какие у Вас были ощущения, когда вышла Ваша первая публикация?

– В 1978 году в Советском Союзе возобновилось издание журнала «Литературная учеба», который в свое время основал Алексей Максимович Горький. В первом номере были опубликованы мои рассказы. Для меня это было какое-то потрясение: ты получаешь журнал, открываешь, а там твоя фотография, твоя фамилия, твои рассказы. Через два года вышла первая книга, точнее сказать, книжка в московском издательстве «Молодая гвардия» – это сборник рассказов «Посидели, поговорили». Книжка была чуть толще, чем наш паспорт, но радости у автора было настолько много, что, получив на сузунской почте бандероль с авторскими экземплярами, я начал прыгать прямо на крыльце и кричать что-то невразумительное, чем привел в большое недоумение прохожих. Но это было действительно счастье. Я вам все желаю, чтобы в вашей жизни был такой момент, когда вы счастливы от того, что сделали. 

– Вы очень ярко описали, как радовались, когда вышла Ваша первая книга. Как менялись Ваши эмоции с выходом следующих книг?

– Вы же видите, что я уже немножко тяжеловат стал, и прыгать высоко, кричать громко мне трудновато, но чувства остались те же.

Лучшая книга – это та, которая ещё не написана

– Кто для Вас, начинающего писателя, был ориентиром в литературе?

– Для меня учителем, у которого можно бесконечно учиться, является наша русская классика, которую можно читать, перечитывать, которая всегда актуальна и современна. Вот это, пожалуй, самые главные мои учителя. Моим первым наставником был Илья Олегович Коньков, который в моих совершенно беспомощных писаниях увидел некое зерно и поддержал меня.

– Какие из своих книг Вы особенно рекомендуете к прочтению нашим ровесникам?

– Вы знаете, чтение – это не просто познание, чтение – это ещё и сопереживание. Те, кто читают, умеют говорить. У нас, к сожалению, население становится косноязычным. Оно не может ответить на элементарные вопросы, не может сформулировать мысль. А что насчет книг, так точно я сказать не смогу. Я не могу выбрать какую-то свою лучшую книгу. Скажем так: моя лучшая книга – это та, которая ещё не написана.

– Где Вы берете сюжеты для своих книг, и есть ли секрет литературного успеха?

– Был такой замечательный поэт Николай Рубцов, который написал такие строчки: «О чём писать? На то не наша воля!» Они очень точно передают процесс придумывания сюжетов. Откуда берутся сюжеты? Они появляются в голове неожиданно, иногда приходят совершенно случайно, но всегда требуют большой проработки и глубокого осмысления. Что касается литературного успеха – я об этом никогда не думал. Получить премию, где-то напечатать книгу – это для меня был вопрос второстепенный, потому что для меня самое главное – текст написать.

В качестве примера рождения сюжета могу привести один случай. В школе № 4 я рассказывал ребятам об истории нашего родного Новониколаевска-Новосибирска, зачитывал им смешные случаи из наших новониколаевских газет и в том числе одно из объявлений: «У известного жителя Новониколаевска господина N в семье случилось несчастье: его дочь, учащаяся первой женской гимназии, сбежала с кучером, так как у них случилась любовная связь. Следы пропавших до сих пор не выяснены». Ребята хихикают, потом одна девочка встает и говорит: «А Вы бы взяли и написали про это». В итоге родился роман «Конокрад и гимназистка», который переиздавался в Москве около десяти раз.

Редактировать нельзя публиковать

– Являясь главным редактором журнала «Сибирские огни», планируете ли Вы открыть рубрику, посвященную литературному творчеству школьников?

– Можно выразиться метафорически: вот вы прямо ржавым гвоздем трогаете мою незаживающую рану. Здесь на выставке стоит несколько сборников, которые называются «Отчий мир» – это книги, изданные нашей редакцией, они полностью состоят из детских работ. Этот журнал был признан лучшим издательским проектом России. Дети писали о своей семье, деревне, городе, были настоящие исторические исследования. По финансовым причинам проект прекратил свое существование. Сейчас есть задумка его возобновить. 

 – Вопрос к Вам, как к редактору с большим опытом. Когда Вы читаете материалы современных новосибирских журналистов, какие моменты Вы отмечаете, как положительные, и над чем корреспондентам нужно серьезно поработать?

– В редакцию «Сибирских огней» приходит огромное количество рукописей, но это не журналистские материалы, а романы, повести, рассказы, стихи, публицистика, литературная критика. Всё это приходится просматривать, прочитывать. Работа, скажу, не самая легкая. Что меня раздражает в молодых журналистах – это снижение профессионального уровня. Когда я читаю некоторые материалы людей, которые хотят именовать себя журналистами, у меня появляется желание отправить их в начальную школу, чтобы они освоили правила орфографии, и я уже не говорю о синтаксисе. Но будем надеяться, что времена поменяются и положение поправится.

P.S. За свой вопрос я получила от Михаила Николаевича одну из самых популярных его книг «Белый фартук, белый бант». Решила не оставлять её себе, а отдать в наш школьный музей, чтобы и другие ученики смогли погрузиться в гимназический мир начала XX века.

Поставь лайк

up
Проголосовали 14 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image