Back to top

Символика красного цвета в произведении А.И. Куприна «Олеся»: психологический аспект

С давних времён люди придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, различных религиозных и мистических учениях. Символика цвета имеет длительную историю, начавшуюся ещё тогда, когда в обиход человека вошли природные краски. Во все времена цвет имел определённое значение, свой особый смысл, зависящий от культуры народа, его обычаев и традиций, мировоззрения, представлений об окружающем мире.

Цветовая символика на протяжении длительного времени утверждалась и выдающимися учёными: Аристотелем, Гегелем, Люшером, Гёте и др. В настоящее время цвет и цветонаименования являются объектами изучения многих наук: физика, психология, философия, культурология, медицина, лингвистика. И в каждой из них цвет понимается и трактуется по-своему, соответственно основополагающим установкам и постулатам конкретной области знаний. Цветообозначения представляют собой одну из наиболее интересных для исследования тематических групп слов в разных языках, цветовая символика стала неотъемлемой частью творчества многих писателей и поэтов.

Образно представлена цветовая символика и в произведении А.И. Куприна «Олеся»: различные цвета в повести встречаются довольно часто, и это не может быть случайностью. Фоновым цветом произведения является красный, причём даже не по мере преобладания, а по символике. Особенно часто он используется Куприным для описания Олеси: её внешности, деталей одежды, предметов, связанных с ней. Наряду с красным автор использует прилагательные «румяный», «розовый», «окровавленный», «багровый». Однако внимание акцентировано на двух цветах красном и его оттенке – розовом, поскольку он намного отличается от красного по тональности (красный цвет в палитре имеет 26 оттенков, среди которых розовый). Слово «румяный» является синонимом слова «розовый»: румяный – розоволицый. Окровавленный – покрытый кровью, которая имеет красный цвет; багровый – ярко-насыщённый красный (на этих оттенках внимание не акцентировано, так они равнозначны красному и розовому).

Стоит отметить, что красный цвет издавна считался цветом мудрости и власти. Он был царским цветом и символизировал божественное проявление. Многие психологи, исследуя символику красного цвета, отмечают, что он «обозначает всё красивое, прекрасное» (Базыма Б.А., Обухов Л.Я.). Очень интересным, на наш взгляд, является мнение психолога Обухова Л.Я.: «Красный цвет символизирует страстность: страстно любит, страстно ненавидит, страстно верит. Человеком, выбирающим красный цвет, движет сильное желание. Красный – это вера в собственные силы, уверенность в себе». Нельзя не акцентировать внимание на «цветовых» типах личности, предложенных Люшером М., одним из которых являются «красные люди»: быстрые, порывистые, способные отдаваться со страстью чувству, преодолевать значительные трудности. Как полагает Люшер, оттенки красного и розового в одежде выбирает именно такой тип людей. Базыма Б.А., исследовавший значения цветов в древности, отмечает, что красному цвету приписывались целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. С этим цветом мы часто сталкиваемся и в повседневной жизни. Именно им выделены праздничные дни календаря, именно под красным сигналом светофора мы стоим в ожидании свободного пути, в каждой квартире есть кран с горячей водой и красной отметкой на нём.

Розовый – мягкий цвет, притупляющий эмоции гнева и агрессии. Означает добро, страсть, романтику, любовь, жизнь, всё живое. По мнению Базыма Б.А., «розовый цвет говорит о необходимости любить и быть добрее». Так, например, Обухов Л.Я. комментирует данный цвет следующим образом: «Смесь красного и белого соединила в себе, казалось бы, абсолютно не сочетаемые проявления таких чувств и эмоций, как агрессия и чистота разума, тем самым успокоив первую из них и придав силу второй». Современный психолог Петренко В.Ф. пишет, что «розовый – чувственный цвет, он считается цветом безоблачного счастья, беззаботного детства и юности. Его можно назвать цветом преображения: первые цветы весны, новая жизнь, новые перспективы». Им же отмечено, что «словосочетание «розовые мечты» обозначает те желания, которым не суждено сбыться из-за их оторванности от земных реалий», хотя в современной лингвистике выражения «розовые очки», «розовые мечты» данный цвет становится символом ухода от реальности, непрактичности или даже инфантильности. Cловом «pink» – розовый – в англоязычных странах называли представителей элиты или просто красивых людей.

Обратимся непосредственно к тексту повести «Олеся» для того, чтобы выявить примеры употребления автором красного цвета, используемого для раскрытия образа главной героини и прокомментировать их с точки зрения психологии.

 «Длинные красные ссадины изборождали её лоб, щёки и шею» (описание Олеси). В данном примере, на наш взгляд, автор использует негативное символическое значение красного цвета: красный – кровь, которая возникает от наличия раны (на лице Олеси были ссадины – повреждение кожи, что является своего рода ранами). Любая рана приносит человеку боль: Олеся чувствовала боль, причём не так физическую, как душевную. От того, что с ней произошло, героиня испытывает ярость, гнев (негативные качества, отражающие цветом). А.И. Куприн, как мы полагаем, хочет подчеркнуть душевную боль Олеси: красная ссадина, возможно, след в её израненной душе.

 «Когда же Олеся выпрямилась и разжала свои пальцы, то на пораненном месте осталась только красная царапина». Опять же красный цвет выражает боль героини: царапина – борозда на какой-либо поверхности, оставленная движением чего-либо острого или тонкого, она вызывает боль.

Очень интересным является тот факт, что в обоих примерах, иллюстрирующих наличие раны на теле Олеси, нет крови. В «Энциклопедии символов» под редакцией Атомонова В.Л. отмечено: «…кровь – это жизнь, сила, крепость». Можно предположить, что на то, чтобы противостоять трудностям такого характера, сил у главной героини не было.

«Олеся накинула на голову красный кашемировый платок и вдруг, подбежав к бабушке, обняла её и звонко поцеловала».

«…красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно-белом, ровном фоне снега…».

В данных примерах красный цвет относится к одежде главной героини: красная юбка, красный кашемировый платок. Прежде всего, заметим, что в психологии люди, выбирающие одежду красного цвета, быстры, порывисты, способны отдаваться чувству со страстью. Именно такой была Олеся: если любит, то страстно, если верит, то безоговорочно. Полностью согласны с мнением Обухова Л.Я.: «человеком, выбирающим красный цвет, движет сильное желание». Олеся хотела быть счастливой, она любила Ивана Тимофеевича самозабвенно. Но, несмотря на сильное желание быть с любимым, девушка отказывается от своего счастья, чтобы не подставить под удар репутацию Ивана Тимофеевича. В этом поступке проявляется жертвенность – одно из качеств, отражающихся красным цветом с точки зрения психологии (теоретической), но, в то же время, смелость и настойчивость (совпадающие положительные качества характера с точки зрения теоретической и практической психологии): поборов свои чувства, Олеся оставляет героя.

Мы полагаем также, что в данных примерах Куприн пытается показать сильную и пылкую любовь Олеси: общим положительным абстрактным понятием (психологи, конкретные люди) является любовь. Кроме того, как было выявлено нами, совпадающими позитивными эмоциями, отражающими красный цвет, являются радость и восторг: на тот момент времени Олеся испытывала несказанную радость от встречи с тем, кого любила.

На протяжении повествования встречается и розовый цвет (входит в тематическую группу слов со значением «красный»).

«Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ…».

Розовый цвет символизирует чистоту и непорочность (совпадающие положительные абстрактные значения цвета): Куприн подчёркивает душевную чистоту Олеси, её не испорченность, естественность. Ведь именно это поразило рассказчика в девушке: сочетание естественности, «лесной души» и благородства. Но в то же время отрицательным абстрактным значением розового цвета (совпадающим) является иллюзия: возможно, девушка слишком наивна, веря в то, что может быть счастлива с Иваном Тимофеевичем, не осознаёт того, что социальные различия не позволят им быть вместе.

Как и красный, розовый цвет символизирует любовь: это отмечено и в психологической литературе, и выявлено на основе восприятия конкретных людей. Куприн, изображая образ главной героини, наделяет её высоким чувством – любовью искренней и чистой.

Заметим, что совпадающими качествами характера, отражающими данный цвет стали доброта, страстность: Куприн использует значение цвета в положительном аспекте. Олеся была добра: не отвечала взаимной ненавистью людям; страстна: своему чувству отдалась полностью, нисколько не сожалея об этом. Для героини любовь являлась словно преображением: новое чувство, новые желания, новая жизнь (именно так розовый цвет трактуется психологом Петренко В.Ф.). Но в то же время на ум невольно приходит словосочетание «розовые мечты»: желания, которым не суждено сбыться – люди разных социальных сословий не могут быть вместе.

Как отмечалось выше, в тематическую группу слов со значением «красный» мы включили употребляемое Куприным прилагательное «румяный», которое автор использует для отражения эмоций героини:

 «Но, увидев меня, она вдруг замолчала и вспыхнула густым румянцем» (Иван Тимофеевич об Олесе).

«Лицо Олеси вспыхнуло лихорадочным румянцем, тёмные глаза блестели неестественно ярко, сухие губы нервно вздрагивали».

На наш взгляд, автор подчёркивает проявление в героине некого стыда, смущения, которые она испытывала в присутствии Ивана Тимофеевича: ведь всё это было для неё новым.

Хотелось бы акцентировать внимание и на лексеме «окровавленный», имеющее в тексте значение «красный».

«Олеся остановилась, повернула к озверевшей толпе своё бледное окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое её слово было слышно на площади».

В данном примере слово «окровавленный» используется автором в его первичном значении – «с кровью на лице». Опять же красный цвет выражает боль: кровь на лице может появиться от наличия раны, которая приносит человеку боль.

Интересен еще один оттенок красного, используемого писателем – «багровый» (несмотря на то, что в нём не имеется описания Олеси, однако пример символичен, поскольку как бы предсказывает трагичный исход отношений между героями): «Голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари…». Заря – начало жизни, символ молодости, однако она догорает. Багровый цвет как будто окрашивает жизнь кровавым (багровый – оттенок красного цвета).

Как отмечалось выше, красный цвет обозначает всё красивое, прекрасное, розовый в англоязычных странах также относился к красивым людям. Используя данные цветообозначения, автор показывает красоту Олеси, это же подтверждает цитаты из повести: Оригинальную красоту её лица… нельзя было позабыть…», «…на её красивом лице лежала тень…».

И самое значимое, на наш взгляд, красный цвет отражает самый важный образ-символ в произведении – красные бусы, оставленные Олесей: «Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названьем «кораллов…». Они остались как напоминание о девушке, о её нежной и великодушной любви.

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 29 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image