Back to top

Сила в природе

Человечество с давних пор ищет путь, который приведет его к уверенности и спокойствию. Но что вообще означают эти слова? И где найти этот путь? За последние сто лет было построено множество городов, сделано бесконечное количество изобретений… Наука, прогресс, технологии… А ответ уже прозвучал: сила в жизни как таковой, сила в природе и гармоничном сосуществовании с ней.

Давно вопрос взаимосвязи Человека и Природы беспокоит великие умы и поднимается в художественных произведениях. Расставание с любимым краем, дорогим сердцу маленьким местом на огромной Земле описано в повести русского писателя В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой».

«Прощание с Матёрой» раскрывает красоту и могучую полудремлющую силу, которую таит в себе природа. Наполнено этой спокойной силой и название острова, автор пишет: «Но от края до края, от берега до берега хватала в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке, не потому ли и называлась громким именем Матёра?». Природа изображена защитницей и кормилицей, недаром название острова так созвучно с ласковым и знакомым с самого детства словом Мать. Именно она дарует людям жизнь, и теперь эту жизнь у жителей деревни собираются отнять.

Недавно построенная на Ангаре гидроэлектростанция скоро придет в действие, река выйдет из берегов и затопит все ближайшие острова, поселки и деревни, в том числе Матёру и соседний остров Подмога.

За несколько месяцев до затопления в Матёре остаются лишь старики: Дарья Пинигина, её сосед Егор, его жена Настасья, соседка Вера Носарева, Катерина, пришлая старуха Сима, оставшаяся на руках с маленьким внуком Колей, и обосновавшийся на острове много лет назад бродяга Богодул. Они берегут тёплые воспоминания о детстве и юности, о любви и детях, о прежних сенокосах, событиях, что повидала Матёра на своём веку, о работе и заботах, которые уже не потянуть старым людям. Именно старики крепко, на каком-то генетическом уровне связаны с природой, знают её силу. Их любовь к дому, к малой родине – чувство, которое не появляется просто так, а воспитывается, накапливается годами, передается из поколения в поколение и продолжает жить в воспоминаниях.

А молодые (внук Дарьи Андрей, Клавка Стригунова, сын Катерины Никита, прозванный Петрухой за своё разгильдяйство) видят в ситуации возможность заработать, быть в центре интересных событий или же считают это хорошим шансом «сбежать» из места, которое давно стало для них обузой. На святое для человека, берегущего память о былых временах, о заботах, что пережил дом, посягнул непутевый сын Катерины, Петруха поджег свою избу, чтобы получить за чистку острова деньги. Так в глазах многих матёринцев отражалось пламя, которое рано или поздно должно было настигнуть и их избы, и каждый понимал, что ничего с этим уж не поделать, такова судьба, и с ней скоро придётся столкнуться людям, пришедшим посмотреть на пожарище: «Люди стали расходиться. Они уходили неуверенно, боязливо осматриваясь кругом: вот и нарушился порядок Матёры, с одного края деревня оголилась, и теперь этот край беззащитен. Верно, отсюда и пойдет огонь дальше, ничем, никаким миром от него не спастись…»

Автор с разных сторон описывает Матёрину жизнь: раскрывается история острова, быт и нравы его жителей, судьбы и жизни людей, которые либо с рождения, либо волей судьбы оказались на этом удивительно богатом острове, и каждый из них прижился, нашёл свой дом. Людям полюбилась Матёра, окруженная бурными потоками воды, укрытая массивными лесами, окружённая обширными полями, с её плодородной почвой и избами, хранящими память о семьях, что некогда жили в них. Переживания о наступающих изменениях, переезде, о потере своего дома и отдалении от могил родителей настигают самую старую и уважаемую жительницу деревни - старуху Дарью. Вроде бы и семья большая, дети хорошо устроены, Павел, один из сыновей, помогает в быту, да и переселиться тоже поможет, есть внуки. Молодые годы прошли, и осталось лишь вести размеренную, тихую жизнь… Но что-то не дает покоя Дарьиной душе, наводит тоску и причиняет боль. Из-за происходящего она то и дело блуждает по дорогим ей уголкам острова, путается в своих воспоминаниях и мыслях и страдает из-за глубокого чувства вины. Её время ушло: уж не ей решать, как вести хозяйство, не ей судить других людей, всё это она понимает, но закрыть глаза на то, что делают с Матёрой, не может. Предоставленная сама себе, женщина пытается перебороть внутреннюю боль и душевную муку; такая, какая есть, чувствуя слабость и немощность, Дарья предстает перед предками и искренне раскаивается, что не предотвратила последствия, не приложила все усилия, чтобы спасти остров. Её терзания и мысли отображаются в природе, когда она, придя на кладбище, нашла холм, под которым покоились родители: «Холмик давно уже казался Дарье чересчур коротким, она не раз удерживала себя, чтобы не прилечь, вытянувшись, и не примериться к нему, понять наконец, скатилась ли с него за долгие годы земля, или, верно, так невелик человек». На протяжении всей повести Дарья размышляет о Человеке, о его роли в этом мире, о том, кем он является, как действует, о том, что станется с ним, когда придет назначенный час, смертный. Психологический параллелизм героини и природы подчеркивает ее генетическую связь с малой родиной: замечая, как наверху сошлись вместе ветки сосны и рябины, Дарье «и жутко, и грешно, и угодно было думать, что, быть может, и в их жизни, как и в её, есть какой-то долей участие тех двоих, лежащих в глуби, откуда питаются корни. Всё, всё кругом родное…» Уж не было на могилах ни крестов, ни тумбочек, ни оградок, не было перед Дарьей её родителей, но стоя на родной земле перед могильным холмом, она чувствовала, что мать с отцом её услышат. Описывая, что творится у героини на душе, автор показывает, как крепко связаны человек и природа, как мыслят  и чем живут люди разных поколений.

Природа Матёры становится защитником, родителем, праматерью и праотцем. Раскинутые ветви лиственя, царского дерева, до последнего оберегали и защищали от напастей землю, на которой он рос: «Так же, как царь-дерево, громоздилась могучая, в три обхвата, вековечная лиственница (листвень – на «он» звали её старики), с прямо оттопыренными, тоже могучими ветками и отсеченной в грозу верхушкой». Недаром это дерево не поддалось рубке, не преклонилось перед чужеземцами и заставило санитаров-поджигателей, занимавшихся чисткой острова, помучиться и повозиться с ним. Матёра никогда не оставалась без присмотра: неведомый никому Хозяин Острова, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек», храбрый и шустрый, осматривал свои владения, чтобы убедиться, что всё идет своим чередом. До самого конца Хозяина беспокоила судьба острова: дым горящие избы, срубленные деревья вызвали волнение зверька. Он так и остался там, вместе со своими владениями.

Произведение западает в душу и остается с читателем навсегда, ведь автор исследует вопросы одиночества, жизни и смерти, отношения к оберегающим молодежь старикам и оберегающей людей природе. В.Г. Распутин изобразил богатый и прекрасный край с его укладом и обычаями, с суровой ангарской природой, которая была основой жизни Матёры и давала её жителям силы преодолевать трудности, боль и потери. Но теперь и Матёрино время пришло, наступила пора прощаться с Родиной, уже самостоятельно превозмогать трудности, боль и потери. Как птенец, выпорхнув из гнезда, неуверенно вступает в новую и неизведанную жизнь, так и люди, оторванные от природы, растеряно ищут путь к уверенности и спокойствию. Забыв свои корни, человек теряет прекрасную силу жизни, дарованную Матерью и Отцом, дарованную человечеству природой. Сила в жизни как таковой, сила в природе и гармоничном сосуществовании с ней.

Поставь лайк

up
Проголосовали 15 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image