Back to top

Самое ценное в жизни – жизнь

Режиссер спектакля представляет уникальную историю зрителям, сохраняя классический текст и выделяя современные важные и интересные аспекты. Постановка спектакля «Маскарад» основана на различных версиях лермонтовской драмы, где персонажи предстают перед зрителями как герои нашего времени, отражая актуальные проблемы, не теряя при этом связи с оригинальным текстом.

Театр «Красный Факел» передает атмосферу и роскошь прошлой эпохи, но при этом объединяет это с современным стремлением общества справиться с нелегкими временами. Для постановки спектакля театр собрал финансирование и пригласил профессиональную команду: сценографа Олега Головко, художника по костюмам Ирину Долгову, художника по свету Евгения Ганзбурга, хореографа Ирину Ляховскую. Все они способны создать искусство театра в самом эффектном виде.

Перед началом работы над постановкой спектакля режиссер выразил мнение о важности романтизма и красоты в спектакле: «Мне кажется, что именно романтизм и будет востребован. Захочется увидеть не пошлость и узнаваемость, а что-то очень красивое...»

Для этого еще до премьеры «Маскарада» начали создавать более ста костюмов в цехах Санкт-Петербурга: великолепные платья для светских дам, роскошные наряды Нины с позвякивающими украшениями, шелка баронессы Штраль, а также черно-белые домино для бала. Декорации также очаровывают: шахматная графика в мрачных оттенках с фигурами-персонажами, проходящими между изогнутыми фонарями, изваяниями, балконами, витражами и канделябрами.

Художник Олег Головко помог перенести действие спектакля в период зарождения русского капитализма, используя свой уникальный взгляд на декорации, которые привлекают взгляд зрителя своим минимализмом и мобильностью, но во всем чувствует прекрасное чувство стиля. Его идеи включают в себя многофункциональные металлические конструкции и черные вертикальные ширмы, которые явно отражают стиль русского модерна начала прошлого века и его холодную, завораживающую эстетику.

С самого начала зритель видит в зале только прямоугольный луч света, разделяющий сцену на части, и скрывает лишнее пространство, обнаруживая силуэт Арбенина, который напряженно смотрит на часы за его спиной. Стрелки циферблата показывают позднее время, и явно видно, что герой беспокоен: что-то происходит в его душе, и он чувствует себя несчастным: «Счастливые часов не наблюдают». С Евгением Александровичем связана первая загадка спектакля, разгадывать которую предстоит в течение всего представления. Кто он: посланник дьявола или его пленник?

Вертикальные занавесы, которые бесшумно опускаются и также бесшумно исчезают, открывают нам в другой части площадки игроков, мечущих карты. Господа играют на деньги, громко произнося суммы ставок.

В спектакле персонаж Арбенин предстает как загадочный и противоречивый, окруженный аурой тайны. Он умеет сочетать в себе логику и безумие, спокойствие снаружи и бурные эмоции внутри. Взаимодействие с ним может быть опасным, но князь Звездич, случайно попавшийся ему на глаза во время танца, пока этого не понимает. Он проявляет стремление к приключениям, как мальчик. Арбенин сразу улавливает, что князь нужен ему как игрушка, которой можно управлять и демонстрировать свою власть над окружающими.

Арбенин является лишь простым смертным и старым мужчиной, именно поэтому ему необходимо обмануть собственный возраст любой ценой, всеми силами показывая свое могущество над другими.

Он воспринимает Нину как объект, которым можно управлять, подобно собственности. В своих отношениях с ней он играет, как в карты: «Я рад был случаю, чтоб кровь привесть в волненье, тревогою опять наполнить ум и грудь». Ему неважно, что связывает престарелого мужчину с молодой прекрасной женщиной, – главное для него – присваивать. В третьем акте на сцене появляется барабан с механической танцовщицей, которая двигается под мелодию, напоминая фарфоровую куклу из шкатулки. Она кружится, поднимает руки, но в конце ломается и падает. Слуга быстро уносит ее, словно вещь. В это время Арбенин стоит один на балконе, спиной к залу. В этот момент устанавливается параллель между Ниной и куклой – Нина, подобно собственной вещи Арбенина, сломается и умрет.

Перед началом великолепного празднества гости желают насладиться мороженым, и из разных углов зала начинает доноситься эхо: «Ангел мой, мороженого мне». В этом моменте присутствует жестокая поэзия, когда Нина роняет ложечку, а ее муж равнодушно просит слугу принести другую, затем снова вручает Нине фиалку с сладким ядом. Внезапно дуэтная сцена сменяется массовым движением, Нина испытывает замешательство и обреченность, в зале царит тишина, и внезапно пары появляются из ниоткуда, начав стремительное движение хаотичного вальса. Злодейство свершилось и теперь уже ничего нельзя вернуть обратно.

Дома Нина встречает свою смерть. Ее истощенное тело падает на пол, она умоляет мужа вызвать врача, но тот даже не шевельнется. Чем больше Нина страдает и кричит, тем ужаснее звучит монолог мужа о любви и чести, который уже не имеет отношения к умирающей женщине. Он полностью поглощен своими эмоциями, ослеплен гордостью, умеет наказывать, но не может проявить сострадание. Это и есть истинная жизнь, настоящие страсти, к которым он стремился. Спектакль не о любви, а о том, как можно своими действиями уничтожить свое собственное счастье.

В заключительной сцене баронесса легко и без усилий раскрыла Арбенину горькую правду о браслете. Она делала это с веселым усмешкой, выглядя безразличной и холодной, словно женщина, которая не заботится о чужих проблемах и не имеет своих собственных.

В заключении все стоят вокруг проникшегося истиной Арбенина, который обнимает мертвое тело своей жены, и цинично аплодируют ему. Неужели все это было лишь спектаклем? Аплодисменты, которые он получает, несут не только благодарность за раскрытие загадки и доставленное удовольствие, но также насмешку над проигравшим, который потерял все, что имел. Таким образом, зло побеждает зло. Духовное поражение Арбенина наступило, его жизнь закончена. По окончанию зритель может понять, что самое ценное, что есть в жизни – это сама жизнь.

Поставь лайк

up
Проголосовали 4 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image