Back to top

Пушкин и судьбы русской культуры

На уроке литературы я впервые столкнулась с таким видом творческой работы, как телеэссе. «Что же это такое? Что же это за жанр?» – вот о чём я думала первые минуты просмотра телеэссе Владимира Непомнящего «Пушкин и судьбы русской культуры».

Телеэссе – устный доклад на определённую тему, записанный на видеокассету с помощью видеокамеры. Звучит скучно, не правда ли? Но, к счастью, просмотренное нами телеэссе было наполнено отрывками из кинофильмов и постановок, музыкой: церковными песнопениями и романсами, ярким видеорядом, а именно русской природой, задающей настроение всему выступлению. Но больше всего меня поразила речь Валентина Непомнящего. Настоящий оратор, по моему мнению, должен обладать рядом качеств, которые и заинтересуют слушателя или же зрителя. Я считаю, что Валентин Семенович обладает всеми! Во-первых, он эрудирован и начитан, что помогает ему в нужный момент подбирать правильные слова для оформления своих мыслей. Во-вторых, речь оратора грамотная и четкая, понятная целевой аудитории слушателей. В-третьих, нельзя не отметить зрительный контакт Валентина Непомнящего с нами. Он не рассказывает материал третьим лицам или же оператору. Взгляд оратора нацелен в глаза каждого сидящего в классе. Приятная картинка, погружающая в атмосферу истинно русской природы, разнообразная музыка и отрывки из кинофильмов, а главное – потрясающая речь оратора – вот что составляет форму представленного нам телеэссе.

В 1990-е годы вышел 10-серийный авторский цикл передач В. Непомнящего «Пушкин и судьбы русской культуры», который актуален даже сейчас, спустя более семнадцати лет! Владимир Семёнович Непомнящий – это писатель, доктор филологических наук, знаменитый пушкинист современности. Он занимается исследованием творчества А.С. Пушкина более 40 лет и каждый раз заново открывает поэта своим читателям и поклонникам. Нами было просмотрено лишь две серии цикла из десяти: «ПОЭТ И ТОЛПА», опубликованную в 1993 году, и «ПОЭЗИЯ И СОВЕСТЬ», вышедшую на телеэкраны страны в 1994 году. Предметом размышлений писателя Валентина Непомнящего в первом представленном нам выпуске программы стала тема «Поэт и толпа». На примере двух провидческих произведений – «Пир во время чумы» Александра Пушкина и поэмы «Двенадцать» Александра Блока Непомнящий говорит о сложности понятия «духовность» и о важности наследия традиций русской классики XIX века. Валентин Семенович размышляет над вопросом «Нация и личность», выявляет зависимость одного от другого. В серии «ПОЭТ И ТОЛПА» я впервые познакомилась с произведением Александра Сергеевича Пушкина «Пир во время чумы», в котором, по моему мнению, содержится ответ поэта на вечные вопросы: что есть жизнь и смерть, для чего живёт человек, что есть истина? Главная мысль – моральная победа, торжество человеческого духа над смертью. Я считаю, что данное произведение было необходимо народу для того, чтобы показать: если великий человеческий дух может победить даже смерть, он может победить и дух разрушения, наступающий на Россию. Это произведение особенно актуально сегодня, в годы разрушения не только русской культуры, но и самой души человеческой! Моя любимая цитата из данной серии цикла: «Духовной жаждой существует человечество». И действительно, высшей потребностью человека является потребность развития души, познания высокого.

«Поэт и царь» – тема второй показанной нам передачи цикла Валентина Непомнящего. Александр Пушкин никогда не был сознательным борцом против царизма. Его отношение к власти всегда определялось нравственным и человеческим аспектами: «Важно – не как, а – кто». В данной серии Валентин Семёнович размышляет не только над вопросами: «Пушкин как центральное явление русской культуры, место поэта в отечественной истории, в судьбах России, его современное значение», но и над отношением Александра Сергеевича к переменам в связи с реформаторскими действиями Петра Первого, а также над актуальностью гения литературы в XXI веке – веке технологий, механики и экономики. Любимая цитата в данной серии цикла: «Пушкин – истинно русский писатель!» Именно она натолкнула меня на размышления о том, как человек, получивший французское воспитание в семье с французами-гувернерами (не считая, конечно, бабушку поэта Марию Алексеевну и няню Арину Родионовну), восхищающийся Европой может душою быть истинно русским.

После просмотра двух представленных нам на уроке передач я не смогла остановиться и продолжила их анализ уже самостоятельно. Интеллектуальное наслаждение – вот как я описала бы процесс просмотра авторского цикла передач В. Непомнящего «Пушкин и судьбы русской культуры». Меня восхитил ответ Валентина Семёновича в проекте «Имя Россия» на тему актуальности А.С. Пушкина в XXI веке: «Пушкин чрезвычайно актуален сегодня, он просто необходим для спасения нашей культуры. А культура – это душа народа. Весь мир цивилизованный стремится к постройке рая на земле. Но никогда этого не будет! А вот душу сохранить можно. На это и наша культура. Идеалы святой Руси Пушкин сумел вместить в формы светской литературы. А мы сейчас подходим к краю бездны, по которой цивилизованный мир катится к пропасти. Там не думают уже ни о чём, кроме сытости и комфорта. А мы должны думать о душе. Иначе Россия не будет Россией».

Нельзя ответить на вопрос актуальности ярче великого пушкиниста, несравненного оратора современности Валентина Непомнящего. Он не просто изучает Александра Сергеевича Пушкина и его произведения, он не просто размышляет над проблемами вечности и проблемами современными, он заражает своих читателей, слушателей, зрителей той тягой, той любовью, которой наполнена душа В. Непомнящего к великому русскому поэту!

Поставь лайк

up
Проголосовали 28 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image