Back to top

Порядок в форме – порядок в умах

Сергей Михайлович Ковальчук 4 года назад, с февраля 2019-го, возглавил казачий кадетский корпус. Мы решили узнать секреты этого подразделения.

– Как Вы стали руководителем кадетов?

– Прежний директор школы Максим Евгеньевич Давыдов пригласил меня и предложил занять этот пост. Дал подумать 24 часа, ни больше, ни меньше. И вот через сутки решение было принято. Отработал год, начался ковид, и это был самый непростой период моей деятельности – ковидные два года.

– Кем Вы хотели стать в детстве? И какое образование в итоге получили?

– Как советский ребёнок мечтал быть пожарным или космонавтом. Ещё хотел стать, как отец – работать в милиции. Но в Школу милиции не попал. В конечном итоге поступил на исторический факультет нашего пединститута, стал учителем истории. Пошёл получать образование в надежде, что когда-нибудь оно мне пригодится. К сожалению, не довелось служить в армии, но сегодня я состою в рядах казачьего войска и по мере сил несу свой долг по служению Родине.

– Какие задачи решает казачий кадетский корпус?

– Задач много. С одной стороны, это сохранение и передача казачьих традиций, потому что у нас такое направление; с другой стороны, это предпрофильная подготовка по военным дисциплинам. Во второй половине дня кадеты занимаются строевой, усиленной физической подготовкой, постигают военно-прикладные дисциплины, связанные с оружием, осваивают разные приборы, карты и так далее. Я веду у них историю России в подвигах, где мы рассматриваем конкретные примеры, как люди отдавали себя служению Отечеству.

– Как набирают в кадетский класс? По желанию?

– На данный момент идёт набор в начальную школу и на параллели 7-8 классов. Желающие проходят отбор: собеседование со мной как с руководителем корпуса, заполнение анкеты, оформление документов. Учитывается и предыдущая биография: если ученик из нашей школы, то берём характеристику у классного руководителя и социального педагога. Каждый год у нас повышаются требования, отбор более тщательный.

– Есть разница в обучении кадетских и обычных классов?

– Рабочий день кадетов длится дольше: сначала идут уроки, а вторая половина дня посвящена внеурочной деятельности. Суббота – это день внеурочной работы и поездок. Второе отличие – кадеты изучают больше предметов. Историю, например, я даю шире и глубже.

– Почему организовали именно казачий кадетский корпус?

– Не будем, во-первых, забывать, что наша Сибирь появилась в составе России благодаря казакам. Во-вторых, когда создавали наш казачий кадетский корпус, рядом, в городе Бердске, тогда уже была полноценная образовательная организация, которая показывала хорошие результаты и в обучении, и в воспитании. Казачество сегодня – развивающееся направление. Идёт возвращение к истокам, народной культуре, поэтому мы стараемся традиции возрождать, использовать лучший опыт. В Новосибирске есть городское казачье общество имени Атамана Ермака, все наши офицеры там состоят, и мы усиливаем точки соприкосновения по военно-патриотическому воспитанию.

– Должен ли кадет иметь хорошую физическую форму?

– Обязательно! У нас есть кадеты, у которых физическая форма не вполне близка к идеалу в виду возрастных особенностей, перестройки организма или того, что кто-то забросил спорт. Мы стремимся, чтобы все они были физически развиты. Для этого ребята дополнительно занимаются.

– Что означает слово «любо»?

– Любо – это общение одобрения. Казаки, когда принимали совместное решение, находясь в кругу (это называется «казачий круг»), на вопрос «Согласны?» отвечали «Любо!». Кому-то может послышаться, что мы называем чьё-то имя, но это слово «любО».

– Часто ли кадеты выезжают на разные мероприятия?

– Если сравнить, сколько мероприятий посещают кадеты и обычный школьник, то сравнение будет в пользу кадетов. Почти каждую неделю мы куда-то ездим, каждый месяц план у нас насыщенный. Что это даёт? Мы действуем как команда, в ребятах воспитывается коллективный дух, мы заявляем о себе: располагаемся далеко, не каждый к нам готов ехать, поэтому мы стремимся приехать сами и заявить о себе, чтобы нас слышали, знали и помнили. 10 февраля, к примеру, ребята выезжали в Академгородок на форум «Экология и культура». В 2022 году кадеты осваивали беспилотники и топографию, совместно с инженерной кафедрой был разработан проект, связанный с мониторингом Чемского бора. Об этом проекте мы рассказали на экологическом форуме. Мероприятия позволяют кадетам развиваться в разных направлениях.

– У вас есть выпускники, которые стали или планируют стать военными? Гордитесь ли вы этим?

– Да, есть. Конечно, я горжусь каждым своим выпускником, кто пошёл служить в армию и опять надел погоны, кто пошёл куда-то учиться. Да и в целом многие, кто приходят в гости, благодарят нас. Мы всеми гордимся, каждым выпускником.

– Сложно ли поддерживать дисциплину на уроках?

– Чуть легче, чем в обычном классе, поскольку кадеты проходят дисциплинарные моменты, начиная с 1-го класса, а с 5-го всё серьёзнее: и построения, и разводы, и многое другое. Как ни крути, кадеты – те же самые дети, которым хочется побаловаться, побегать, снося парты в кабинете (улыбается). Можно сказать, что организация дисциплины в кадетском классе происходит чуть легче. Для кадетов, как и для обычных учеников, важно то, чтобы люди, которые находятся рядом с ними, пользовались у них авторитетом, могли воздействовать одним своим взглядом, словом. С кадетами нужно уметь работать. Мы, конечно, строго к ним относимся, но они не солдафоны, и мы не хотим забрать всё их детство. Важно находить золотую середину. Однако если кадеты не чувствуют над собой авторитета, ни у кого ничего не получится.

– Какие у Вас планы по казачьему корпусу?

– Мечтаю, чтобы на каждой параллели был казачий кадетский класс. Это могут быть совершенно разные направления, как, например, сейчас у нас есть один спасательный класс, где профиль – обучение первой помощи. Хотим, чтобы стало больше. В среднем, если на каждой из 11 параллелей по одному классу по 25 человек, то это больше 250 учеников. Увеличить численность важно для того, чтобы у нас появилось ещё больше интересных дисциплин. Мы с Иваном Петровичем Малюгиным обсуждаем развитие инженерного направления – военный инженерный губернаторский класс. Но не будем забегать вперёд, давать напрасные обещания. Ведь если дал слово, то нужно его держать. Самое главное – чтобы кадеты нашего центра образования стали достойными людьми, чтобы им было интересно, чтобы вам было интересно с ними учиться. Чтобы как можно больше ребят хотели попасть в кадетские классы и отстаивали честь нашей школы на любом уровне. У нас уже много кубков за достижения. А будет, уверен, ещё больше!

Поставь лайк

up
Проголосовал 61 пользователь.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image