Поездка на Северный Кавказ

Мое лето, если исключать неделю учебы, началось с поездки в горы. Хорошо, что так получилось, конец года у меня выдался нервным, и такая смена обстановки и почти нетронутая природа сыграли на пользу мне и моим нервам. Поехала я с родителями на две недели в Кисловодск. Это небольшой городок с архитектурой XVIII-XIX веков, невероятно красивый, от него веет стариной. Возможно, он бы и застрял в том времени, если бы не советские панельки, которые все же как-то вписывались среди старинных построек, и если бы не Дом связи, который сейчас является отделением Почты России. Это здание находится в самом центре города и выглядит, как серое грустное пятно на фоне остальных зданий.

Национальный парк

Большую часть Кисловодска занимает Национальный парк – главная достопримечательность города. К слову, именно из-за парка в городке очень чистый воздух, такой же, как и за его пределами. Воздух на Кавказе вообще особенный – горный, его даже не сравнишь с воздухом в Новосибирске. Мы часто гуляли в Национальном парке, который находился прямо в городе. Он настолько огромен, что даже если посещать его каждый день в течение недели, его не обойти. Первая прогулка мне запомнилась больше всего – мы решили начать свой путь с другой стороны парка, вход находился на возвышенности, и добирались мы на маршрутке. Тропы в парке, даже такие отдаленные, хорошо обустроены, поэтому передвигаться было легко и приятно. Обычно, когда я гуляю, у меня в наушниках играет музыка, но в этот раз я гуляла под звуки природы, слушала пение птиц. Кстати, они в парке совсем не боятся людей. Они летали за нами и выпрашивали еду, а во время другой прогулки я кормила синиц с рук!

Долина нарзанов

Возможно, я бы гуляла в парке чаще, но на Кавказе есть и другие достопримечательности. Вторая достопримечательность, которую мы посетили, была Долина нарзанов. В этом месте собрано сразу 12 источников минеральной воды, этим оно и уникально. В воде много серебра, поэтому фонтанчики и камни, по которым вода стекает вниз к реке Хасаут, окисляются и становятся ярко-оранжевыми. Также рядом есть замок-заброшка. Может показаться, что он был построен еще во времена Романовых, но это не так. Его построили в 1936 году, во времена Сталина, как отель для почетных гостей, но он был заброшен дважды и сейчас пустует. В замке можно спокойно погулять, никто не выгонит, и в состоянии он в хорошем. Сейчас его, кажется, реставрируют – стены в коридоре и на лестнице покрыли штукатуркой. Но больше всего мне понравилась дорога. Мы ехали по плоскогорью в пасмурную погоду, поэтому вид открывался прекрасный. Казалось, что до туч можно дотянуться руками, а склоны покрыты не травой, а шелком.

Медовые водопады

Также мы посетили Медовые водопады. Мне понравилась и дорога, и водопады. Водопадов всего пять, самый мощный – Жемчужный, а самый высокий (18 метров) – Медовый. С названием водопадов связана легенда. Она гласит, что раньше в этом месте обитали пчелы, и за долгое время в углублениях скал накопилось много меда. Но однажды река Экчи Биши сменила свое русло, образовав водопады и убив всех пчел. Вода была сладкой, пока струи водопада не вымыли весь мед из скал. На Кавказе с каждым местом, с каждым явлением природы связана легенда и не одна, они все интересны, в каждой чувствуется культура народа, но эта запомнилась мне больше всего. Возможно, потому что она кажется самой реалистичной. Хотя водопады мне и понравились, но обустройство – совсем нет. Место очень популярно, поэтому там много кафешек и ларьков с сувенирами. Все это занимает больше места, чем сами водопады, мы даже заблудились! Туристов уже было очень много, хотя специально приехали рано. Это меня расстроило, я не почувствовала уединения с природой. К водопадам даже каким-то образом спустили яков, хотя ступеньки там крутые, и на них можно с легкостью поскользнуться и упасть. А это уже настоящее живодерство…

Берёзовое ущелье

В Кисловодске, помимо парка, находится Березовое ущелье. Да, прямо на территории города. Оно никак не обустроено, и добраться него можно только на маршрутке, а потом пешком по лесу, но это того стоит. Никаких людей, только природа и шум реки Березовой. Мы прогулялись и по верху, и вдоль речки. Это совершенно дикое место, которое мне понравилось больше всего именно по этой причине. Наверху справа находится маленький луг, а слева – непроглядный лес. Мы зашли со стороны луга и провели там много времени, собрали душицы и других полевых цветов. Оттуда открывался вид на все ущелье. Казалось бы, крутые обрывы и горная река внизу, а я чувствовала такое спокойствие и умиротворение... Спуск вниз был крутой, но относительно безопасный. Кто-то выдолбил подобие ступенек, по которым мы и спускались, держась за ветки. Тропу, а затем дорогу, окружал борщевик, поэтому внизу особо ничего не было видно. До дома мы возвращались пешком, путь был недолгий, подножие ущелья находится недалеко от центра.

Гора Домбай

Последняя достопримечательность, которую мы посетили, была гора Домбай. Так же, как и с поездкой в Долину нарзанов, мне больше понравилась дорога. Выехали мы рано утром – в 6 часов, потому что к обеду в горах ветер нагоняет облака, и ничего не видно. Поехали мы не по главной трассе, а по старой безлюдной дороге – животных мы встречали чаще, чем машины. Путь занял больше времени, но это того стоило. Нетронутая природа, особенно утром, прекрасна. Мы останавливались несколько раз и гуляли. Последней нашей остановкой была площадка Гумбаши, откуда можно увидеть Эльбрус. На небе не было ни облачка, поэтому мы, конечно, его увидели.

Вместо послесловия

Поездка на Кавказ запомнится мне надолго. Съездить туда стоит как минимум из-за горного чистого воздуха и природы. Я рассказала только основное, помимо поездок за город, мы много гуляли по городу и пробовали кавказскую еду. Чего стоит колбаса и «молочка» на рынке! Это самое вкусное, что я когда-либо ела, а стоит недорого. Также там продается чай: и рассыпчатый, и пакетированный. Я очень люблю его, поэтому мы закупились на несколько месяцев вперед. Кавказ – это одно из немногих мест, которое я хочу посетить еще раз. Именно там я смогла расслабиться и почувствовать единение с природой.