Back to top

Нужно хорошо учиться

Все дети рано или поздно слышат от взрослых одни и те же реплики, фразы, ставшие практически лозунгами всех родителей:

«Нужно хорошо учиться!»

Или:

«Нужно получить хорошее образование!»

Или:

«Без образования не устроишься на высокооплачиваемую работу!»

Или (моё любимое):

«Не будешь учиться – будешь подметать дворы!»

Знакомо?

Все твердят об образовании: «Без него никуда. Главное – получить высшее, с ним тебя возьмут на престижную работу».

Причём, часто это самое «хорошее образование» бывает очень конкретным пожеланием и предпочтением родителей.

Все мы, думая об экзаменах, об отличных отметках, забываем о наших собственных желаниях, предпочтениях.

Забываем о себе. 

Может, кто-то хочет стать учителем или художником, но родители настойчиво советуют учиться на менеджера или врача, ведь это уважаемые профессии. В первую очередь, выбирая учебное заведение, будущую профессию, нужно прислушаться к себе, ведь это очень важно – понять, с чем именно стоит связывать свою жизнь. Будешь ли ты счастлив, работая в больнице и спасая людей? Будет ли тебе приносить твоя работа лишь удовольствие, а не тоску, грусть и ненависть?

Я не стала исключением среди старшеклассников: с таким же давлением со стороны окружающих сталкиваюсь регулярно. Я учусь в 9 классе, готовлюсь к экзаменам, собираюсь пойти в 10 класс. Прорешивая бесконечные КИМы, работая над проектами, готовясь к урокам, я поняла, что совсем забыла о своих увлечениях. Моим любимым занятием было и является изучение английского языка. Но мне пришлось пожертвовать этим занятием ради дополнительной платной подготовки с репетиторами. И с этим сталкивается большинство. Забыть о своих интересах на неопределенный срок – ужасно.

«Экзамены, экзамены, экзамены» – вот что в мыслях многих. В моих мыслях. Они вызывают страх, апатию, испуг. И я задумалась – а должны ли они вызывать именно эти эмоции?

Стоят ли они таких жертв? – нет. Экзамен должен проверять знания, не требуя столько усилий, не отнимая столько времени, денег на подготовку, как это есть сейчас на самом деле. Сильное давление со стороны учителей, родителей, репетиторов, окружающих на ученика может привести к разным последствиям, часто плачевным. Камеры в аудитории, строгость к действиям выпускников, определенное количество баллов, которые нужно получить во что бы то ни стало, эти взрослые, серьезные, отвлеченные и часто безразличные лица (ведь принимают экзамены незнакомые учителя). И всё это ради простой проверки знаний? Не думаю.

Я считаю, что без всех этих бессмысленных действий, экзамен не был таким страшным, и ребята не были так взволнованы этим. Ведь от экзаменов зависит возможность поступления в тот или иной университет, колледж.  Если не поступить в хорошее заведение, для многих жизнь рухнет – такое впечатление создаётся, когда слушаешь наставления родителей. Но действительно ли это так?

А ведь всё может быть по-другому. На экзамене могут быть созданы комфортные условия для ученика. Подумать только, вместо спокойного выполнения заданий, к которым ученик шёл на протяжении своего обучения в школе, он зациклен на своих движениях, на том, что за ним следят, на него обращены камеры, его гелевая ручка может в любой момент закончиться, а вода может пролиться на бесценные бланки ответов. Кто знает, может, без всего этого и результаты были бы другими? И у учеников не было бы навязчивой идеи откуда-то списать любыми способами, чтобы получить свой аттестат.

Что касается пресловутых знаний, за которыми мы столько лет приходим в школу, они ли на первом месте в нашем обучении? Или, может, хорошие отметки, красующиеся в дневниках и журналах? Похоже, сейчас не так важен настоящий интеллектуальный уровень, как, хотя бы поверхностный, но высокий результат: пятерки за четверть, за год, высокие баллы на экзаменах. Цифры в твердом переплете являются ключевой фигурой школьной жизни нынешних выпускников. Никто не беспокоится о том, есть ли польза от обучения в школе, становится ли ученик умнее, развивается ли он. На протяжении учебного года он зациклен на однотипных заданиях экзаменационных вариантов: он нарабатывает руку на их решении, использует шаблоны, клише...

Да, шаблоны и клише – частые спутники современного выпускника. Конечно, нельзя на сто процентов сказать, что это плохо. Можно даже предположить, что постоянная работа с ними никак не повлияет на дальнейшую жизнь этого ученика, но всё, как раз-таки, наоборот. Он привыкает работать по шаблонам, и потом машинально ищет их в жизни. И даже находит. Но разве не важнее развивать критическое мышление, сохранить свою индивидуальность, свои собственные способности? Экзамен не дает никакого самовыражения в том же сочинении, решении примеров. Он словно требует мыслить по одной единственной формуле, писать только одну единственно-верную точку зрения в сочинении-рассуждении, а другие варианты исключены. И что делать ребёнку, у которого просто есть своё видение, свой взгляд на решение задач или примеров?

Развитие индивидуальных способностей, талантов, личностных качеств начинается в школе. Каждый ученик так или иначе проявляет свою индивидуальность, но многие правила мешают этому. Предметом множества дискуссий, например, часто становится школьная форма. Взрослые говорят, что это важный пункт учебной жизни, что форма помогает сгладить социальное неравенство, дисциплинирует, на неё во время обучения ребенок не будет отвлекаться. Но вспоминают ли взрослые себя в старших классах, в том возрасте, когда каждая деталь внешнего вида помогает быть увереннее? Конечно, у каждого своё мнение на этот счёт. Но часто неравенство создаёт не одежда, а отметочная система. Обратят ли внимание на вызывающий цвет волос ученика, если он «круглый» отличник? А если с трудом исправляет свои двойки? Разница очевидна.

И это происходит с начальной школы. Нужны ли отметки в младших классах, когда дети еще не могут в полной мере осознать эту ответственность? Приведу пример. Мой младший брат учится в начальной школе. В первом классе, когда отметок не было, он ходил в школу с удовольствием. Никого не судят за отметки в дневнике, как такое может не понравиться? Но всё изменилось уже годом позже, когда во втором классе у него начали появляться цифры в дневнике. И не всегда пятерки. Он очень нервно реагировал и, вследствие этого, стал плохо учиться. Отметки просто разрушили его хорошие представления о школе, получении знаний. Интерес к этому пропал, ведь на первом плане совершенно определенные вещи.

Школа может приносить глубокие знания, хорошие воспоминания, учить детей быть разносторонними, интересными. Пусть они решают задачу теми способами, которые им ближе, пусть они будут более свободными в высказывании своего мнения – ведь им идти в эту взрослую жизнь совсем скоро! Но какими они выйдут в эту жизнь? Сильными, незаурядными, мыслящими и уверенными в себе? Или потратят все силы на подготовку к экзаменам, а взамен вместе с высокими баллами получат потрёпанную нервную систему и желание поскорее попрощаться с любыми учебными заведениями?

При правильном обучении в школе ребенок станет разносторонней личностью со своими индивидуальными талантами. Когда он станет взрослым человеком, он принесет пользу своей семье, стране, миру, а самое главное, станет по-настоящему счастливым, найдет себя.

Возможно, моя позиция в чём-то резка. Но я верю, что образование, отличные отметки, красный аттестат хороши только при условии получения вместе с ними действительно крепких, глубоких знаний, развития всех своих талантов и способностей и критического мышления. Отметки – мимолетное явление. Они останутся в дневнике, а ты останешься сам у себя на всю жизнь. Никакое давление со стороны окружающих не сломит тебя, если ты будешь работать над собой, делать то, что тебе действительно нравится. По-настоящему любящие тебя люди поймут и примут твои увлечения, поддержат тебя. Самое главное, что нужно сделать в сложный для всех нас период, – это прислушаться к себе. Никто не подскажет тебе правильное решение, не выберет правильный для тебя путь: только ты сам. А близкие, мудрые взрослые окажут такую важную поддержку и примут любой твой выбор.

Верь в себя, и тогда пройдешь через любые преграды.

Поставь лайк

up
Проголосовали 46 пользователей.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image