Back to top

Путешествие по жизни с котелком и пером

С Евгением Венедиктовичем Вишневским я познакомилась на V районном Фестивале детской журналистики  в 2011 году, где мне выпало счастье взять у него короткое интервью для стенгазеты. Этот человек очень заинтересовал меня своей многогранностью. Очень редко встречаются такие люди. После торжественного закрытия я подошла к Евгению Венедиктовичу, поблагодарила его и выразила желание встретиться ещё раз и, может быть, уже написать настоящую статью. Он дал мне номер телефона. И вот летом прошлого года мне представилась возможность почувствовать себя настоящим журналистом: два месяца я работала в районной рекламно-информационной газете «Бумеранг». И поняла, что это мой шанс, не только самой узнать о жизни такого уникального человека, но и другим рассказать. Мы встретились. Беседа была долгой и очень интересной. Евгений Венедиктович – доброжелательный человек и замечательный рассказчик. Такие люди вдохновляют на творчество, о них, на мой взгляд, нужно говорить. Почему? Я думаю, вы найдёте ответ, прочитав интервью.

Житель Академгородка

– Вы родились в Рязани, окончили радиотехнический институт, получили распределение на предприятие НИИ-55, но перевелись в институт математики в Академгородок. Чем Вас так привлёк Академгородок?

– Во-первых, Академгородок – это же идеальное место с точки зрения всего: человеческого микроклимата, очень гармоничного сочетания природы, прелестей деревенской жизни и благ цивилизации, кроме того, это возможность заниматься любимой работой, если она для тебя любимая, это возможность иметь контакт со всем миром. Где ещё есть такие возможности, я не знаю. Во-вторых, мы все дружили, все «аборигены». Мы, каждый раз встречаясь, (сейчас, правда, уже все старики, деды, много уже в живых нет) всегда поднимаем тост, за то, что оказались в нужное время в нужном месте. И это было замечательно, в 60-е, 70-е годы, что такое Городок был в это время – не объяснить никому, никто не поверит. Это был «город солнца» Кампанеллы в реальности, и не в раскалённом воображении мыслителей Средневековья, а в натуре. Мне очень захотелось в нём жить и работать.

– Можете сравнить Городок 60-х и в наши дни?

– Сейчас, как ни странно, многое возвращается, правда, совершенно на другом уровне. В 80-е появилась проблема – дети учёных не хотели, либо не могли заниматься наукой. И сразу возник вопрос, а что с этой молодёжью делать? Работать негде, делать им здесь нечего, им здесь душно, потому что самое главное здесь – это работа, занятие наукой, а им это не нужно. Сейчас молодёжь нетерпелива, она хочет всё и прямо сейчас, в данный момент. Это очень плохо, потому что, когда дело касается науки, познания, нужно уметь ждать и терпеть. Молодёжь ждать и терпеть не желает. Вот, они либо бегут на запад, за кордон, либо плюют на всю эту науку и начинают заниматься делами, которые сразу принесут им славу,  богатство, много денег. То есть Академгородок во многом не для сегодняшней молодёжи, а для той молодёжи, которая сейчас хочет жить и работать здесь.

Писатель и драматург

– У вас более 12 книг: «Записки бродячего повара», в рубрике «Путешествие с улыбкой»: «Нет билетов на Хатангу», «Искушение океаном», «Нас вызывает Таймыр?»; «Приезжайте к нам на Колыму!» и др. В чём особенность Ваших книг?

– Что касается занятий литературы – это возможность самовыразиться каким-то образом. Древние, те же египтяне, считали книгу той же самой пирамидой – это то, что связано с вечностью, как говорил Фауст: «Остановись мгновенье, ты прекрасно». Нам дали Кирилл и Мефодий возможность останавливать мгновение с помощью пера, записывая это словами. Разве это не великое благо?

Как говорил Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»: «Правду говорить легко и приятно». Вот и я пишу о своих впечатлениях. Я пишу только о том, что хорошо знаю, что сам испытывал, что каким-то образом связано с моей семьёй. И потом я всегда исповедую принцип братьев Гонкуров: «Понятность того, что ты пишешь – твоё уважение к читателю». Как правило, я всегда отталкиваюсь от какого-то реального факта, который произошёл со мной, либо с кем-то из моих друзей. Я его описываю и стараюсь из него сделать какие-то выводы, рассуждая и фантазируя дальше. Я человек уже старый, и меня уже ничем не удивить, кроме одного – личности человека, о ней я и пишу.

Сейчас Вы пишете 2 книги, они тоже как-то связаны с путешествиями?

– Одна да, вторая нет. Одна посвящёна Георгию Павловичу Лыщинскому – ректору НЭТИ. Это был совершенно удивительный человек, который фактически с нуля «сделал» лучший технический вуз, по крайней мере, в Сибири, а, может быть, один из лучших вообще в стране. Это был один из немногих россиян, который получил звание действительного члена Акмеологической Академии, то есть человека, достигшего вершины в какой-либо области, причём это факт, осознанный и подтверждённый вообще всеми. А вторая книжка связана с человеком, которого я тоже хорошо знал. Она называется «Таймырский Робинзон». Это рассказ о бывшем заместителе начальника Хатангского рыбкопа (Хатанга – это столица восточного Таймыра). Получилось так, что его забросили на охоту и не смогли вывезти, и он остался там на всю полярную ночь один, без одежды, без горючего, без ничего и выжил в 40-градусный мороз. В книге описывается каждый его день.

Как Вам удавалось совмещать занятия и точными науками, и гуманитарными?

– Очень просто, человек же должен когда-то отдыхать, а я на своей шкуре выяснил, что «лучший отдых – это смена деятельности».

Вы написали более 30 пьес, 8 из них поставлены на сцене. Расскажите, где их можно было и можно увидеть?

– Пьесу «Папа, папа, бедный папа!..» поставили 30 или 35 театров. Она и сейчас где-то идёт. Я видел спектаклей, наверное, 10 или 11. Его поставили в Москве в театре сатиры с Ольгой Аросевой в главной роли. Просто блестящий спектакль поставили в г. Орле. В Челябинске был хороший спектакль. В Новосибирске – в детско-юношеском театре, этот спектакль был о том, как подростки подсматривают за взрослыми и как они воспринимают эти отношения, делают из этого свою игру. Очень любопытная была трактовка. Потом была пьеса, которую я любил более всего «На коже наших зубов». Она была поставлена в Новосибирске, в театре «Красный факел». Сейчас идёт спектакль «Полиция» в московском театре «У Никитских ворот», поставленный моим другом Марком Розовским. В Новосибирске шла моя монопьеса «Два приключения Лемуэля Гулливера».

– Есть ли что-то, что Вас вдохновляет на творчество, если – да, то что?

– Конечно, мои друзья, мой внук, который спрашивает: «Дед, что пишешь сейчас?» У меня замечательный внук, он окончил в этом году первый курс института, занимается иконописью, фресками, мозаикой, самое главное, чем он хочет заниматься – это восстановление, реставрация икон. 

– Есть ли люди, у которых Вы чему-то учились?

– Я очень люблю Михаила Афанасьевича Булгакова – это один из моих любимых писателей. Очень люблю Салтыкова-Щедрина. Очень часто его цитирую: «Строгость российских законов приятно компенсируется их полным невыполнением на местах». Блестяще сказано, прямо про наше время. Конечно, через книги учусь, и очень мне помогало совмещение моих профессий.

Путешественник и кулинар

– Вы были в самых разных местах Севера и Юга. Чем Вас привлекают путешествия? Почему Вас больше привлекает всё-таки Север?

– Путешествия – это возможность видеть мир, разве этого мало? Мир разнообразный, большой, богатый. В экспедициях чаще всего работал поваром, а также, разумеется, охотником, рыбаком и вообще отвечал за жизнеобеспечение отряда. Накопил большой кулинарный опыт. И, конечно, люди, самое интересное, самое яркое – это люди. Я с Д. Дарреллом был знаком. Мы с ним вместе были на плато Путорана, там снимался фильм по моему сценарию.

Почему Север? Там всё особенное. Во-первых, какая там красота, какие чистые, нежные краски. Эти ледяные поля – такая радость для души. Это абстрактная картина: распахнутое море, и эти разноцветные льды перемещающиеся. А эти моржовые лежбища. Я ведь на морже верхом катался, правда, на суше, в воду я не дурак с моржом лезть. Белый медведь меня чуть не съел: я был совершенно один, он близко подошёл ко мне, но, к счастью, рядом был костёр. А эти озёра, где гусей больше воды, а эти нежные тундровые цветы! Большинство людей, попавших на север, приехавших не на один день, а проживших там месяца 2-3, заболевают севером, стремятся туда. Очень суровая там жизнь, конечно, и выживают только люди хорошие, добрые, у меня такое количество друзей оттуда. А, во-вторых, я же повар, такого мяса и такой рыбы и таких возможностей, как там, вы нигде не найдёте. Я один раз в своей жизни на Таймыре готовил жаркое по-королевски для министра геологии.

Если не в Академгородке, то где бы Вы хотели жить?

– Даже не знаю, где-нибудь на севере. У меня очень много друзей на севере, мы дружили с полярными лётчиками. Это очень добрые, щедрые люди.

Преподаватель

– Вы с 1994 по 1999 годы были директором детского православного лагеря, ведёте литературный кружок в Центре детского творчества, являетесь членом жури различных творческих юношеских конкурсов. Чем Вас привлекает работа с детьми?

– Дети – это замечательно Дети – существа чистые, хоть некоторые и говорят, что дети жестокие. Я с радостью всегда общаюсь с ними, мне нравится их бесхитростность, я учусь очень многому у них. Меня 2 года уговаривали стать директором православного лагеря, а я никогда в жизни с детьми не работал. Мне сказали: «У вас всё получится, будет много помощников». И, правда, всё получилось. Сколько любви я имел детской, самой чистой, самой замечательной. Очень с детками я ладил. Впрочем, сейчас они уже не дети, у них самих уже дети.

Вместо послесловия

– Чтобы Вы сейчас изменили в своей жизни? Может быть, хотели бы заниматься чем-то ещё, но нет возможности?

– У меня и на это с трудом хватает времени. Может быть, просто, если бы была такая возможность, больше стал бездельничать: просто гулял бы по лесу, слушал птиц, собирал грибы.

– У вас есть какой-то девиз или любимое выражение?

– Да. «Радуйтесь с радующимися, и плачьте с плачущими» – это слова апостола Павла. Хорошее выражение, потому что плакать-то с плачущими мы умеем, сочувствовать, помогать в беде, а радоваться с радующимися – это большая редкость, всё время хочется сказать: «Почему у него, а не у меня?!».

Поставь лайк

up
Проголосовали 19 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image