Back to top

Не бойтесь пробовать!

Сейчас много говорят о важности профессионального самоопределения для школьников. В расписании даже появился специальный курс, где мы можем познакомиться с разными профессиями и выбрать подходящую для нас. Однако истории реальных людей, добившихся в жизни успеха и сумевших воплотить мечты в жизнь, очень вдохновляют и тоже способствуют профессиональному самоопределению. Одна из таких историй – творческий путь молодой новосибирской писательницы Светланы Шемена. На данный момент она выпустила три книги, ведёт свой телеграм-канал и блог ВКонтакте. Прочитав ее книгу «Когда киты пели», я захотел встретиться со Светланой Сергеевной и узнать, как всё пришло к тому, кем автор является на сегодняшний день.

Когда Вы поняли, что станете писателем?

– Ой, это очень большой вопрос. На самом деле, я, может быть, отвечу даже банально: я хотела с детства сочинять истории, потому что, буквально, первая моя история – мне было три-четыре года, и я пыталась что-то рисовать, придумывать, сочинять, и мне безумно это нравилось. И это желание не пропало, оно было моим постоянным хобби, мне нравилось придумывать истории, и я не думаю, что позиционировала себя как начинающий писатель, или что, может быть, буду писателем, мне просто нравилось сочинять истории. Бывало, что я давала их кому-то во дворе читать, своим друзьям.

Достаточно долгое время это было лишь увлечением, пока в какой-то момент не возникла мысль, казалось бы, спонтанно и из неоткуда: а почему бы не попробовать действительно что-то с этим сделать? Я ничего про книжный рынок не знала, пришлось очень многое изучать: как это все выглядит, какой алгоритм существует, какие варианты вообще есть.

И в 2020-м году, когда, наверное, все во время пандемии хотели принимать какие-нибудь жизненно-потрясающие решения и у меня было достаточно много времени поработать над книгой, я подумала: почему бы не попробовать? Если я не решусь опубликовать книгу, я никогда не узнаю, выстрелит или не выстрелит, как оно пойдёт. Даже если не получится, это просто интересный опыт. Всё получилось. Появились мысли: здорово опубликовать одну книгу, но хотелось бы попробовать делать это в постоянстве, какой-то такой писательский азарт: а вот это будет интересно? А вот это? Вот оно, собственно, и продолжается.

Кто из писателей вдохновил Вас писать или стал для вас ориентиром, примером для подражания?

– У меня нет какого-то одного главного писателя, но меня очень вдохновлял мой близкий друг, который был мне даже как отец. Он всегда хотел сочинять истории, но так никогда и не решил публиковаться. И мы с ним часто обсуждали подобные моменты. Есть писатели, у которых мне нравятся стиль и определённые особенности, но я не жажду именно таким человеком стать.

Мне очень нравится Рэй Брэдбери и его короткие, абсолютно фантастические рассказы. И мир удивительный, и персонажи, и стиль. Далее, это писатели, которые пишут в жанре магического реализма, потому что это абсолютно мой любимый жанр – когда, казалось бы, в обычных обстоятельствах происходит что-то необычное, и из таких авторов это Габриэль Гарсиа Маркес, который в таком стиле создавал, и американский автор Дэниел Уоллес, у него есть потрясающая книга и снятый по ней, достаточно старенький фильм «Большая рыба». Магический реализм – это смешение чего-то необычно-фантастического и, казалось бы, обычного быта, и это как-то начинает вертеться вместе. Можно также добавить Харпера Ли «Убить пересмешника», это такой стиль – очень камерный, теплый, в виде воспоминаний, историй, где-то чудаковатых, где-то очень трогательных, поэтому, наверное, вот такой микс из них всех.

Раз мы заговорили о стилях и вдохновителях, не могу не задать вопрос про повесть «Когда киты пели». Является ли прототипом острова из повести реальное место на земле?

– (Смеётся) И да, и нет. Прототипом климата или устройства – нет, это вымышленное место. Когда описываешь какой-то ландшафт, тебе нужно ориентироваться в габаритах, расстояниях в пространстве. Вот тут за основу было взято несколько мест – острова, в основном, это Шантарские острова. Мне было интересно, как устроен мир и селения на очень маленькой, изолированной территории. Ну, и, чисто географически, были прототипы.

Что привело Вас к поступлению на факультет журналистики?

– Это очень хороший вопрос, на него не так легко ответить. У меня очень долгое время были мысли, даже мечты поступить в Литературный институт имени А. М. Горького в Петербурге, но обстоятельства были такие, что это было невозможно. Почти всю мою осознанную школьную жизнь, наверное, 8-11 класс, я занималась школьной газетой и в старших классах была её редактором. Постоянно в этом вертелась: когда ты ищешь материал, создаёшь какой-то контент, общаешься с другими авторами. И это было самое близкое занятие, которое меня в чём-то роднило с писательством – создавать такие тексты. И, наверное, мне всегда хотелось работать с текстом, языком, что и получилось.

Это то, что привело меня на журфак. Там тоже получилось связать всё это с творчеством, потому что я дополнительно заканчивала направление арт-журналистики – всё, что связано с театром, выставками, было очень интересно. А в дальнейшем я пошла в магистратуру на лингвистику, и, опять же, это язык. Я просто получаю огромное удовольствие работать с ним с разных ракурсов.

Затем Вы поступили на факультет иностранных языков и получили второе высшее образование. Что привело вас к этому?

– Всё очень просто, на самом деле. Я люблю работать с языком, люблю работать со словом, на тот момент я уже лет 6 работала преподавателем английского языка, вела индивидуальные уроки, и мне хотелось как-то в этом расти, потому что преподавание мне тоже очень нравится, это опять же работа с людьми, что всегда очень интересно. И я просто люблю иностранные языки, потому что каждый иностранный язык – это свой микромир и вообще отдельная история, потому что они по-разному устроены, там разные структуры, взаимосвязи, логика, и для меня это огромный интерес – разбираться в этом. Изучение языка – это практически так же, как когда читаешь новую книгу и разбираешься с новым миром: как он устроен, по каким правилам, по каким порядкам. Язык почти то же самое – появляются свои культурные аспекты – что можно, что нельзя, это очень сильно расширяет кругозор.

Трудно ли современному писателю опубликоваться? Как проходит работа с издательством?

– Книжный рынок у нас в стране – очень любопытное явление. Он очень закрытый и труднодоступный, потому что, в большинстве случаев, публикуют тех, кого знают. Если это какое-то видное имя, и не важно, что оно не связано с литературой. Очень часто это блогеры, им проще опубликовать книгу, потому что её купят. Их не надо рекламировать, они уже себя разрекламировали, и книга идёт как сопутствующий продукт.

Новые авторы, действительно, могут создавать очень хорошие, качественные произведения. Поэтому первая рекомендация мне от литературные агентов, издательств была такая – нет смысла разговаривать, если нет заранее подготовленной аудитории. Соответственно, хотелось найти своих читателей. Поэтому надолго появился мой тик-ток, пока приложение функционировало, блог, что-то ещё, и это даже весело на самом деле. Заодно получается знакомиться с людьми и привлекать какую-то аудиторию.

На данном этапе есть переговоры с некоторыми издательствами, но мы пока на стадии захотят они или не захотят. Постоянно такое есть – мы друг другу мозолим глаза. На данный момент я выпускаюсь через ЛитРес, то есть это самиздат. Не скажу, что через него очень просто публиковаться, но это сильно облегчает жизнь, по крайней мере, на раннем этапе, потому что, в целом, у тебя больше контроля над твоей книгой, куда уйдут права и как она вообще будет жить. И это всё более прозрачный процесс – ты понимаешь, где она выставлена, ты видишь, кто её купил, сколько людей её купило, где требуется реклама, где не требуется. ЛитРес требует очень сильной самодисциплины. Никто не делает что-то за тебя, ты делаешь всё сам. Сам находишь ресурсы на корректуру, вёрстку, дизайн обложки, на рекламу, то есть ты как бы и чтец, и швец, и на дуде игрец, и всё должен сделать сам.

И интересный момент в плане рекламы книг: если автор не рекламирует свои собственные книги, никто больше в этом не заинтересован – ни издательство, ни платформа, пока автор про свои книги говорит, пока они на слуху, они, грубо говоря, живут. Когда перестаёт – тогда и интерес к нему падает.

Поэтому, мне кажется, самиздат – очень классная площадка, и я вижу, что она сейчас развивается намного быстрее, чем даже последние лет пять, потому что кто-то раньше стеснялся через него публиковаться, считал, что это как-то не по-настоящему. На самом деле, это то же самое: большая конкуренция, реклама книг, то есть просто большая платформа с огромным количеством читателей. Моё мнение – будущее будет больше за самиздатом, потому что это и авторам удобно, и читателям, на мой взгляд, электронные книги удобнее читать.

Наверное, для многих читателей данного интервью, это будет даже сенсационно...

– Книжный рынок, на самом деле, очень любопытное явление, в котором, если не разбираешься, есть очень много мифов, ты в розовых очках, думаешь, что создашь хорошую книжку, её все узнают. На самом деле современным книжным рынкам и ребятам, кто пишет, я скажу: не стоит бояться, что книжка не понравится или её раскритикуют, потому что, если её критикуют, и она не нравится, значит, её прочитали. Сейчас самая большая загвоздка в книжках – это то, что тебя могут вообще не увидеть. Не будет никакой реакции, никаких отзывов, поэтому не страшно получить плохой отзыв, страшно и неприятно, когда просто прошли мимо тебя и вообще не заметили.

Какие у Вас писательские планы на ближайшее будущее?

– Ой, планов много, но с книжками так всегда, потому что появляется одна история, ты думаешь: «О, очень круто, начну над ней работать», потом ты понимаешь, может, она не годится на большое произведение, откладываешь её в ящик. Потом в этом ящике накапливается достаточно большое количество каких-то идей, и всё складывается, как пазл – теперь идеи можно собрать во что-то по-настоящему серьёзное, поэтому это какой-то вечный процесс.

В планах (я очень сильно надеюсь, что это произойдет) выпустить летом вторую книгу из одного цикла с «Когда киты пели». Очень хочется создать в каком-то роде продолжение, и осталось самое простое – написать всё это и собрать вместе. Есть ещё несколько произведений, не буду говорить названия, не потому что это великая тайна, а просто это всё может сто раз поменяться, которые хотелось бы тоже опубликовать где-то в течение 2024-го года. В планах опубликовать около трёх работ, но, опять же, посмотрим, как пойдёт.

Верим в Вас! Предлагаю завершить интервью небольшим блицем.

– Спасибо! Хорошо.

Ваша любимая книга?

– Уоллес «Большая рыба» (в некоторых переводах «Крупная рыба»).

Любимый фильм?

– «Тайная жизнь Уолтера Митти».

Любимый музыкальный исполнитель?

– Вот это очень сложно сейчас (смеётся). Рэй Чарльз.

Фото: страница ВКонтакте Светланы Шемена

Поставь лайк

up
Проголосовали 4 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image