Back to top

Найти себя

2009-03-0420080204212603_1-podrostok_autozoom_200x276

Переходный возраст, подростковый кризис, пуберант – всем знакомые слова, и означают они одно: период в жизни человека, когда из ребенка человек становится взрослым.

Сталкиваясь в определенном промежутке времени, детство и зрелость вызывают противоречивые и множественные желания. Хочется всего, не делая ничего. Хочется получить взрослые привилегии, сохранив старые детские.

Именно в этом возрасте начинается отрывание от семьи и приобретение независимости. Часто это довольно болезненно, особенно, если с семьей ребенка связывают слишком близкие отношения, которые он не может разорвать. Тогда человек остается на всю жизнь инфантильным и неспособным принимать серьезные и взрослые решения. Если же отрыв происходит слишком резко, если подросток желает этого чересчур сильно, то возникает эффект «ужасного ребенка». Дети специально провоцируют родителей, чтобы иметь повод для ухода от привычного семейного уклада. Отсюда выходит, что сама семья зачастую и провоцирует появление «ужасного ребенка», ведь вряд ли бы он так сильно стремился к переменам, если бы его в семье все устраивало, если, конечно, его требования не неадекватны. В любом случае, это поведение – протест. Против чего? - Спросите у ребенка…

У этого образа порой бывает и другой подтекст – ребенок проверяет реакцию родителей на свое вызывающее поведение. «А если я вот так сделаю, вы будете меня любить? А если так?..» У этих детей просто не хватает уверенности в себе, им хочется точно знать, поддержит ли их семья даже в самом экстремальном положении.

Третья причина плохого поведения – «желание скрыть маской грубости и бескомпромиссности настоящую робкую и чувствительную сущность». Это может быть как способом защиты, так и страхом не оправдать возложенные надежды. Именно такие дети, весьма зависимые от чужого мнения, имеют самый большой риск попасть в плохую компанию и серьезно пострадать впоследствии. К сожалению, такая маска может «прирасти», и тогда избавляться от нее становится весьма болезненно.

Легче и быстрее всех этот период проходят те, кто и действует, и серьезно задумывается над своими действиями. Они контролируют себя, но и дают выход своим эмоциям, не принося при этом обиды другим. Они уже действуют как взрослые, понимая свободу и ответственность, поэтому переходный возраст для них не более чем формальность, дабы закрепить свой статус «взрослого».

Другой мотив этого возраста – поиск себя, своего места в этом таком большом, но таком маленьком мире. Подросток должен научиться трезво оценивать себя и свои возможности – и это еще один признак «взрослости». Огромную роль здесь играют чувства и эмоции. Именно в этот период восприимчивость к ним накалена до предела. Печаль становится огромным горем, а радость – вселенским счастьем. Метание из крайности в крайность – верный признак «переходного пункта». Подросток расширяет диапазон своих метаний, стараясь найти «свою» эмоцию. А потом еще одну. И еще. Часто используется другой путь «нахождения себя» - через пару. Отсюда и эти многочисленные подростковые романы, так часто «трагические». Возвышение симпатии в великую любовь, а ссоры – в глобальную трагедию. Это и есть тот накал эмоций, о котором я говорила выше. Поиск своего «Я» через пару основывается на способности впустить в свою душу другого человека, показать свое истинное «Я» и самому взглянуть на сущность другого.

И, наконец, отождествление себя с кем-то из близких – знакомых, родственников. Подросток может адаптировать чужой сценарий жизни для себя. Логика: «Раз они смогли таким образом найти свое место в жизни, то смогу и я». Однако надо учитывать индивидуальные особенности личности, иначе слепое подражание ни к чему хорошему не приведет.

Это все классические представления. А что происходит в наше время?

«Перед глазами молодых людей сегодня нет цельных и незыблемых родительских фигур, а есть только осколочные представления. Но как человеку состояться, если больше нет конфликта «отцов и детей»? Сейчас молодые люди больше опираются на своих ровесников, для них особенно важны отношения с приятелями и все то культурное пространство, которое создается вокруг них. Это групповое «Сверх-Я» является экономической и социальной реальностью и не имеет ничего общего с тем, что было 20 лет назад. Мы живем в обществе, где строительство личности идет не на основе отношений между разными поколениями, как раньше, а внутри одного поколения. Или, что еще хуже, молодые становятся образцами, на которые ориентируются те, кто старше» - утверждает Жак Арен, французский психолог, член Международной группы по изучению сновидческих состояний в психоанализе, в своем интервью журналу «Psychologies». И это верно. Мир стремительно меняется, старые ценности сменяются новыми.

И, наконец, последнее – даже не мотив, а, скорее, следствие. Заложение основ своего будущего. Начинаясь с рождения, в переходный период этот процесс достигает своего апогея. Именно сейчас стоит сделать серьезные шаги во «взрослость». Но здесь могут встретиться два препятствия: противоречивое желание «иметь все, не делая ничего» и явление нашего времени – замещение ценностей ложными, настоящих проблем – ложными. В основном это происходит через телевидение (а зачем это делается, я расскажу в одной из следующих своих статей). Сильная целеустремленная личность может даже не обратить на эти препятствия внимания, но у человека восприимчивого и зависимого могут возникнуть серьезные проблемы. Здесь нужен проводник, который поможет преодолеть ямы и объяснить опасность, показать настоящие, невымышленные ценности.

И вот, пройдя через все перипетии, взрослеющий человек получит независимость, четкие контуры своей личности и достойное место в этом мире.

На этой оптимистичной ноте я заканчиваю свою небольшую статью и желаю Вам всем удачи в поисках своего «Я».

Поставь лайк

up
Проголосовали 20 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image