Back to top

Мысли о будущем

Наверное, каждый человек хоть раз размышлял о будущем.

В детском саду, лежа под одеялом без сна, представлял бесчисленные космические корабли, поднимающиеся в воздух прямо с городских автострад, людей с новейшими гаджетами и, конечно, себя среди них. Или, уже будучи взрослым, с опаской глядел на приближающиеся перемены, пытаясь угадать, что они ему преподнесут. Для моих сверстников мысли о будущем во многом связаны с размышлениями о будущей профессии, своем месте в новом мире. И, чем ближе будущее, тем сложнее сделать определяющий его выбор, ведь сколько не мечтай о грядущем, угадать его не сможешь. Писатели-фантасты, аналитики, футурологи и предприниматели делают свои прогнозы о том, что будет востребованно и актуально в ближайшем будущем, а что канет в лету. Но и они порой бывают неправы. Так что, перед подростком, выбирающим себе профессию, стоит действительно непростая задача – он выбирает себе будущее.

С этой точки зрения интересно порассуждать о том, какой же выбор делают современные школьники, на чем он основан и какие шаги ученики совершают уже сейчас, стараясь приблизить себя к своей мечте. Следует отметить, что многие сегодня интересуются информационными технологиями и во многом этот интерес обоснован потребностями общества, в котором сейчас господствует тенденция к информатизации всех процессов.

Если обратиться к данным такого интересного ресурса, как «Атлас новых профессий», то можно заметить, что значительная часть профессий в нем размещена в технических отраслях (от «Строительства» и «Авиации» до «Робототехники и машиностроения» вместе с «ИТ-сектором»). А в классических гуманитарных, вроде образования и искусства, появляются «science-художники», «координаторы образовательных онлайн-платформ» и другие таинственные профессии, сущность которых далеким от мира технологий людям трудно понять.

Кажется, что компьютеризация всего и вся по-прежнему остается сюжетом научно-фантастических фильмов, но это не так. Взглянув на результаты выбора учениками моей школы тем для итоговых проектов, я заметила ту же тенденцию: больше половины выбирают в качестве предметной области информатику или реализуют проектные продукты в сфере новых медиа, компьютерных программ и 3D-моделирования. Тот факт, что будущее уже на пороге, очевиден даже для школьников!

В чем же причина такой популярности информационного сектора? Во-первых, сегодня он тесно связан со всеми сферами жизни людей. Чем бы человек не занимался, он сможет продать это в интернете или перевести свои услуги в онлайн-формат. Во-вторых, он сулит перспективы. Думаю, очередные комментарии о сверкающем мире, где любые задачи решают суперкомпьютеры, будут излишни. В-третьих, он многое упрощает, а лень, как известно, двигатель прогресса. Зачем мечтающему о садоводстве человеку ехать в пригород, разбивать там огород и везти на рынок плоды своего труда, если он может стать сити-фермером и продавать через интернет-магазин овощи из «умной теплицы», установленной на крыше его дома? На первый взгляд это звучит утопично, но слишком уж много факторов говорят о том, что развитие человечества стремится именно к такому сценарию.

Так, что же с выбором профессий? Как бы ни хотелось, нельзя просто сказать школьнику: «Ищи себе профессию в сфере IT, видишь, это всегда будет нужно и популярно!» Куда, в таком случае, идти сотням детей с гуманитарным складом ума, с тягой к творчеству, к взаимодействию с людьми, а не машинами? Неужели они должны заставлять себя осваивать нелюбимые или попросту непонятные предметы, только для того, чтобы найти работу в будущем? Скорее всего, нет. На фоне фантазий о мире высоких технологий люди почему-то забывают, что кроме самих технологических объектов, а также тех, кто их физически собирает и программирует, должны быть и те, кто их придумывает, разрабатывает их внешний вид, учит людей взаимодействовать с ними. Этот список можно продолжать достаточно долго, поэтому потенциальные гуманитарии могут успокоиться: им тоже найдется место в сверкающем будущем.

Но что делать подростку, которого совсем не тянет ни к какой интеграции с миром высоких технологий? Предположим, всё, что он умеет и всем сердцем любит делать, это вязать, создавать композиции из цветов или играть на скрипке. Он увлечен переводом древних текстов, резьбой по дереву или блестяще считает в уме семизначные числа? Время таких занятий точно ушло или скоро уйдет, ремесла заменило индустриальное производство, искусство – массовая культура, аналитики говорят, что людям больше не нужно переводить и считать самим – есть алгоритмы, вероятность ошибки которых близится к нулю. А если проблема еще глубже? Человек точно знает, чем хочет заниматься, но такой профессии… пока не существует! И тут на помощь приходит уже упомянутый «Атлас», где предлагаются специальности, которым пока не учат в вузах, потому что человечество еще не достигло такого уровня развития, чтобы они были нужны повсеместно, да и необходимые инструменты для них ещё не созданы. Например, «разработчик инструментов обучения состояниям сознания» или «дизайнер эмоций». Сам факт перспективы появления таких профессий поражает воображение, что уж говорить о деятельности такого специалиста! Уверена, не один школьник, прочитавший о них, захотел попробовать себя в подобном, а кто-то, быть может, нашел у себя предрасположенность или необходимые навыки для такой работы, но применить их просто не смог, так как люди пока не научились всему этому! Пример такой ситуации можно встретить в произведении братьев Стругацких «Улитка на склоне». Один из сотрудников Управления рассуждает о грядущем и говорит, что каждый человек в чем-либо талантлив, главное – этот талант в себе раскрыть, а мир будущего устроится так, что, свободно совершенствуясь в своем «направлении», человек станет приносить обществу пользу. Напарник возражает ему: «Я-то вообще с тобой не спорю, может быть, действительно в каждом сидит гений, да только что делать, если данная гениальность может найти себе применение либо только в далеком прошлом, либо в далеком будущем, а в настоящем – даже гениальностью не считается, проявил ты ее или нет. А вот как выяснится, что ты гениальный извозчик… а я – гениальный уловитель какого-нибудь икс-поля, о котором никто ничего не знает и узнает только через двести лет…».

Такие размышления по-настоящему вызывают растерянность, а за ней приходят страх неизвестности, ненужности, комплекс неполноценности и много-много всего, что могло бы помешать обычному школьнику разобраться наконец в себе и выбрать будущую профессию. И вопрос «Что делать?» остается открытым, для кого-то до конца учебного года, а для кого-то и на всю жизнь… Ответа на него я также не знаю. Но, как говорилось в начале этой статьи, мы сами выбираем свое будущее, а значит, и то, каким оно будет. Разумеется, остановить очередную научно-техническую революцию нынешнее поколение Z не в силах, но именно в его руках путь использования всех достижений цивилизации. Что будет забыто, а что – популярно, какая деятельность будет в почете, какие профессии окажутся «за бортом», куда повернет прогресс на следующем обороте Земли вокруг Солнца – решать только им, то есть нам. Хочется только, чтобы будущее было счастливым, и тогда каждый точно сможет найти себе место под солнцем, или какой-нибудь другой звездой, которая будет светить человечеству.

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 10 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image