Летний Санкт-Петербург

Не придумали еще такой таблетки от воспоминаний, что стирала бы все моменты в прошлом подчистую, сжигая все страницы памяти дотла, до серого пепла и мерцающих углей, что заставила бы забыть все то хорошее и все то плохое, что было в наших жизнях. Нельзя просто так взять и забыть все моменты, вот просто так, по своему собственному желанию. Нельзя.

И тихим осенним вечером, пересматривая теплые летние фотографии, я хочу лишь посильнее завернуться в пушистый плед и про себя радоваться, что таблетки такой не существует. Воспоминания, и плохие, и хорошие, здесь, со мной, в фотоальбоме и на стене комнаты, в голове и сердце, обосновались крепко и надежно. Чудесно.

Каждое лето, абсолютно каждое, было неповторимым и особенным, и каждый раз в нем был один (или, может, не один) самый яркий момент, какая-то поездка или какое-то событие, что по-новому открывало каникулы. В этом году данную роль сыграл Санкт-Петербург.

Прежде я никогда не была настолько далеко, и эта поездка оказалась чем-то вроде пробного путешествия, на которое я возлагала довольно-таки много надежд: новые знакомства, новые впечатления, места, фотографии, люди, воспоминания. Волнительное ожидание чего-то особенного будоражило мою кровь и отбивало сон, а потому за день до отправки поезда мне с трудом удалось заснуть.

Каждый транспорт как-то по-особенному пахнет. Машина – бензином, автобус – усталостью и потом, а поезд... поезд пахнет кучей вредной еды и чаем. Слабое покачивание и тихий стук колес убаюкивают, а за окном мелькают то леса (в основном это березовые рощи), то чистые зеленые поля с вкраплениями розовых цветов. В окно я не смотрела: знала, что мне это быстро надоест, а ведь ехать еще долго. Ехали мы двое суток, и в первый же день я познакомилась со всеми группами, что туда ехали: своей и чужой. Все оказались интересными собеседниками, с которыми было здорово коротать ночь за тихими разговорами и случайно брошенными фразами.

Первый пункт – Москва, ни грамма больше. Город огромных зданий и людей-муравьев, постоянно снующих туда-сюда и жутко занятых своими неотложными делами, город-гигант, не ровня Новосибирску. Красная площадь, Арбат, Москва-река и вокзалы – чудесные достопримечательности, прелестные места. Волшебные даже. Арбат, если честно, больше похож на какую-то европейскую улочку с кучей кафе и музыкантов, художников, животных. Хотелось бродить по нему вечно, серьезно. Безумно красивое место.

Еще одна ночь поезда – и вот он, долгожданный Петербург, город дождей и бесконечно переплетающихся каналов. Хотя погода поначалу казалась прекрасной, но, когда мы приехали на набережную – резко испортилась, и пошел безумно сильный ливень, под которым все промокли до последней ниточки. После краткой обзорной экскурсии по городу мы направились в музей-квартиру Достоевского, где воочию увидели место последнего проживания писателя, узнали его историю и процесс его творчества. Жизнь у него была трудная, сложная, и если бы не помощь горячо любимой супруги, пропал бы Федор Михайлович, с головой бы увяз в долгах да не написал бы ни одного из своих известнейших произведений. Выйдя из музея, мы поехали прямиком в гостиницу. Наконец-то теплый душ и мягкая кровать. Блаженство, доступное для постижения только после двух суток поезда.

Эрмитаж. Главная достопримечательность Петербурга и главный музей России. Он действительно просто огромен, его масштабы поражают воображение, жаль только, что мы были не во всех залах, а в тех, что были, задерживались недолго, выслушав разве что краткую историю создания произведения искусства. Мы видели там часы, картины, статуи, мумию, вазы, фрески и еще целую уйму вещей, на описание которых уйдет не один том. Лично мне больше всего понравился зал-копия Ватиканского дворца с полностью срисованными с него стенами и потолком, где были сюжеты из Библии. Музей этот просто волшебный, определенно.

После этой экскурсии мы пошли в Петровскую акваторию. Это огромнейший макет Санкт-Петербурга XIX века, сделанный искусными мастерами вручную. Все эти мелкие детали, лампочки, движущиеся фигурки – все кропотливо собиралось целой командой, и я долго поражалась подобному терпению: меня бы на подобное уж точно не хватило. Это действительно здорово и красиво, особенно с погашенным светом, когда сотни и тысячи маленьких огоньков загораются на миниатюрных фонарях на улицах маленького города. Завершением дня стала прогулка по Неве и прилегающим к ней каналам на пароме.

Были еще экскурсии в Русский музей, на Елагин остров, в собор Спас-на-крови, на Сенную площадь и в несколько парков, был поход на перегон Авроры, но ничто из этого не запомнилось так хорошо, как Петергоф. Прекрасный сад с позолоченными статуями, слепящими глаза, изящными фонтанами и видом на Балтийский залив – это ли не здорово? Но, к сожалению, это была последняя экскурсия в Петербурге, что послужило замечательным финалом поездки. Было очень жаль прощаться с гидом, что постоянно сопровождал нас буквально на каждой экскурсии, умел поднять настроение и бойко и динамично рассказывал нам о городе. У нас не было ни малейшего желания покидать чудесный Санкт-Петербург с его дворцами, набережными, садами и музеями, приветливыми людьми и культурой, но никуда не деться. К сожалению, пришлось сесть на поезд и отправиться в обратный путь, который по ощущению прошел даже быстрее, чем в самом начале.

Впечатления от города самые разные: и погода там непостоянная, и архитектура там восхитительная, и люди там приветливые, но самое главное – мне все понравилось.

Я бы очень хотела вернуться туда. Вновь прогуляться по Невскому проспекту, вдохнуть чистый воздух на берегу Невы, зайти в милое кафе с видом на разводные мосты и забыться. Раствориться во впечатлениях, исчезнуть в воспоминаниях, пропасть в событиях и рассыпаться на миллионы атомов эмоций от пережитых моментов. А больше не нужно ничего, этого достаточно.

Мне – достаточно.

До встречи, Петербург.

Надеюсь, мы скоро увидимся.