Back to top

Кем я стану, когда вырасту?

С каждым годом подростков, которые не знают, кем они хотят быть, становится все больше и больше. Проведенное мной анкетирование учеников 10 и 11 классов показывает, что лишь 43% опрошенных определились с профессией. А те, кто не знают, кем быть, идут учиться туда, куда совсем не хотят. Это оказывает негативное влияние как на рынок труда, так и на самих ребят. Ведь они могут всю жизнь потратить на то, что не приносит счастье, лишь потому, что когда-то в детстве они не смогли выбрать профессию.

Проблема профессионального самоопределения существовала всегда, но возможно раньше не так освещалась, потому что не было принято говорить о своих мечтах и желаниях. Главным было найти хорошую работу и обеспечить семью. Сейчас же люди стали больше внимания обращать на свое собственное счастье.

Уже в 9-м классе стоит определиться с подходящим для подростка направлением. В это время им обычно 14-16 лет. Это ещё очень юный возраст для принятия такого ответственного решения, поэтому ребенку помогают родители, учителя, друзья. Но ведь не всегда они могут посоветовать то, что действительно нужно подростку. Вот что они сами говорят о советах от окружающих: «Мне дают советы, но я не согласен с ними», «Знакомые дают множество советов, однако пока я не услышал от них ничего полезного», «Много чего рекомендуют, но это всё очень разное. Не всегда согласна», «Часто советуют, не совсем согласен, потому их предложения расходятся с моими интересами», «Советы дают, я согласна с ними».

Для того, чтобы точно понять, какая специальность подойдёт тому или иному подростку, существует множество способов. Но для начала стоит узнать, почему современные ребята, во времена повсеместного появления технологий и новых возможностей, не могут выбрать себе профессию. Вот некоторые причины, выделенные психологами:

  • Разносторонняя личность (У подростка слишком много увлечений и хобби, он не может выбрать среди них что-то одно);
  • Ничего не интересно (Нежелание что-то делать возникает из-за неуверенности в себе. Это защитная реакция психики против неудач, с которыми человек боится столкнуться);
  • Идеализированное представление о профессии (Очень часто школьники, насмотревшись фильмов, идеализируют профессию, не зная о возможных недостатках и трудностях);
  • Скрытые таланты (Некоторые подростки принимают свои способности за данность и не понимают, что у большинства людей таких преимуществ нет. Им кажется, что то, что умеют они, могут делать и все остальные);
  • Боязнь принятия решения (Выбрать профессию по душе может помешать ощущение важности принимаемого решения, когда подросток начинает думать, что это единственная возможность сделать выбор и второго шанса не будет).

Некоторые подростки попытались самостоятельно определить эти причины, и вот что у них вышло:

  • Слишком много вариантов интересующих профессий;
  • Ещё не готов выбрать;
  • Это очень ответственный выбор, от которого зависит будущая жизнь;
  • Боюсь, что профессия может не понравиться, надоесть и т.д.;
  • Потому что не задумываюсь о глобальной цели, когда постоянно замкнут в кругу повседневных дел, таких как: домашние задания, долги, проекты и т.д.;
  • То, что я могу, и то, что является перспективным для меня, – это две разные отрасли;
  • Сложно пробиться в сферу, которую хочу.

Как мы можем видеть, ребята смогли объяснить причины того, почему они не могут определиться с профессией.

Подростки могут осознавать всю серьезность проблемы, но вот как ее решить понимает мало кто. Поэтому некоторых нужно подтолкнуть к правильному выбору. Вот с помощью каких методов подростки могут понять, в каком направлении им двигаться:

1. Прохождение профориентационных тестов.

Существует две основных методики определения будущей профессии: тест Климова и тест Голланда. Обе позволяют на основе личностных особенностей подобрать профессию, в которой человек сможет в полной мере раскрыть все свои таланты.

Система Климова направлена на поиск наиболее подходящей профессиональной сферы. Их пять, и они делятся по типам объектов, с которыми придётся иметь дело во время работы. Методика Голланда помогает определить тип личности и вид деятельности, к которой человек предрасположен.

2. Стажировка, практика.

Практика профессиональной деятельности может быть полезна не только школьникам, но и студентам первых курсов. Для школьников также будет полезно посетить дни открытых дверей различных вузов. Это позволит ближе познакомиться с разнообразными направлениями и специальностями. Опыт настоящей работы помогает разобраться с блоками «Могу» и «Хочу», а также завести полезные знакомства. Люди, которые встретятся в сфере, в которой человек хочет работать, могут дать много полезных советов и поделиться своим опытом.

3. Перерыв.

Некоторые школьники берут год перерыва, чтобы определиться с будущим и попробовать себя в новых профессиях. Взрослому человеку трудно позволить себе год перерыва (саббатикал), но взять небольшую паузу бывает полезно. Перерыв спасет от эмоционального и профессионального выгорания и поможет разобраться в том, что вам действительно нужно. Главное – тратить время с пользой.

При выборе профессии главное – помнить о своих мечтах и не забывать себя самого. Нужно понять, как совместить свои желания, профессиональную деятельность и хороший заработок. Тогда и определится профессия мечты.

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 4 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image