Back to top

Как подростку выйти из норы?

Подростковый возраст называют переходным, а переход простым быть не может. Бывает так, что остаётся одно: замкнуться в себе, скрыться в уединённой норе, где тебя никто не достанет. Именно такой путь выбирает герой рассказа «Пламя на снегу» Ирины Дегтяревой, лауреата литературного конкурса имени Сергея Владимировича Михалкова.

Гешка живёт с отцом и тремя дядьками: таксистом – дядей Сашей, гаишником – дядей Женей и художником – дядей Федей. Мама мальчика умерла. Единственное место, где он чувствует себя хорошо, – нора в лесу. Мальчик подкармливает лиса, у которого повреждена лапа. Лис подходит за едой только тогда, когда уверен, что рядом никого нет.

Однажды Гешка случайно садится на скрипку и ломает её. Отношения с отцом обостряются. Гешка относит скрипку мастеру, но дома его уже ждёт новый инструмент, взятый отцом напрокат, и ненавистные занятия продолжаются.

В это время возвращается из поездки дядя-художник и показывает мальчику пейзажи, которые намерен выставить на продажу. Гешку поражает один из них: среди осенних берёз он видит одинокую, тоскливую лисью морду.

Мальчик в изображении лиса словно узнаёт самого себя и в смятении нечаянно снова садится на скрипку. Отчаянье мальчика и гнев отца возрастают до предела. С этого дня лес почему-то больше не утешает Гешку, там он чувствует себя ещё более одиноким и несчастным, чем дома. Раньше лес был его убежищем, местом, где он мог мечтать и размышлять. Но после того, как он узнал себя в лисе на картине, понимает, что ему необходимы другие люди. Преграда между отцом и сыном разрушается, и в финале рассказа Гешке больше не нужна звериная нора, ему становится тепло и хорошо дома, с родными людьми, и даже занятия музыкой больше не кажутся скучными и ненужными.

Рассказ построен таким образом, что читателю становится ясно: Гешка выбрался из норы. Мне захотелось разобраться в том, какие средства использованы автором для создания у читателя ощущения преодоления героем душевного кризиса.

Закончив анализ рассказа, я сделала следующие выводы: на всех уровнях художественного текста автор при помощи различных средств открывает читателю возможности преодоления одиночества, отчаяния, отсутствия взаимопонимания. Подростки не любят обращаться за помощью, потому что боятся услышать назидательные речи взрослых, но помощь им необходима. Литература в этом случае способна выполнить функцию спасателя, воздействуя на читателя совершенно не похожим на воспитательную беседу образом.

Рассказ Ирины Дегтярёвой, на мой взгляд, справился с этой задачей как нельзя лучше. Я подготовила цикл иллюстраций к рассказу «Пламя на снегу», с которыми хочу познакомить читателей журнала.

Поставь лайк

up
Проголосовали 7 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image