Back to top

Итоговое собеседование для девятых классов: тревоги и советы

О процедуре…

В 2018 году все учащиеся 9 классов Российской Федерации в качестве допуска к основному государственному экзамену были обязаны сдать устное итоговое собеседование, которое позволит проверить знания по русскому языку. В этом году собеседование было всего лишь пробным, но со следующего года оно станет обязательным. Я, как ученица 9 класса, получившая зачет, хочу поделиться своими наблюдениями и выводами. С какими проблемами можно столкнуться в ходе самого собеседования, при подготовке к нему, как обойти некоторые трудности – это вопросы непраздные.  Как преодолеть страх в себе и получить зачет?

Напомню, что раньше, еще во времена моих родителей и старшего поколения, все экзамены сдавались в устной форме, что очень тяжело, потому что ученик должен сформулировать свой ответ корректно и за короткий промежуток времени, тем самым такая форма сдачи экзамена помогала людям учиться правильно и быстро излагать свои мысли. Видимо, нынешнее министерство образования утвердило собеседование для того, чтобы впоследствии выпускники могли спокойно выражать собственное мнение и конкретизировать свои мысли. Однако это нововведение в нашем образовании как всегда чревато: никто не знает темы для рассуждений и то, как будет оцениваться сама работа.

Рассказывать о структуре итогового собеседования подробно я не буду, об этом написано на сайте. Скажу только о процедуре – некоторых она очень впечатлила. На весь экзамен на одного человека отведено 15 минут. Чтобы не было пересечений тех, кто сдал, с теми, кто еще не сдал, всю параллель поделили пополам на два дня. Сначала всех приглашают в кабинет, в котором девятиклассники ожидают своей очереди. С собой нельзя проносить средства связи, можно взять с собой лишь воду, какой-либо перекус, книгу и всё то, чем можно заняться в момент ожидания.

Я сдавала в первый день и была третьей сдающей. Не знаю, как будет в следующем году, но в моей школе приглашали по желанию, не было определенной последовательности людей.

Само собеседование проходило в специально отведенном кабинете, где стоял компьютер, на котором велась аудиозапись. Результаты стали известны только через 24 часа, в качестве результата был «зачет» с определённым количество баллов, набранных учащимся.

О проблемах…

Главная проблема, которая появляется практически у каждого учащегося, – это волнение. Оно появляется в первую очередь потому, что школьник не знает, что его ждет и правильно ли он ответит, он тоже не знает. Волнение мешает практически все время (начиная с момента ожидания до факта сдачи). Честно сказать, если человек умеет читать и запоминать текст и плюс ко всему составлять собственную речь – а это должен уметь каждый – то волноваться не за что, ребята! Теперь, имея собственный опыт, могу сказать, что все сделано для того, чтобы ребенок получил зачет.

Однако страх все же сильно влияет: выпускник начинает запинаться, читая текст, забывать ключевые моменты из него и просто-напросто говорит всякую ересь, потому что он не собран. От волнения никуда не деться, а вот в какой степени оно будет мешать или помогать, имеет смысл. Чем больше ребенок готовится, тем больше шансов, что он получит высокий балл, а значит, будет более уверенный в себе и волнение не будет столь сильным. Если же ученик плохо готовился, совсем не готовился или вспомнил о подготовке в последний вечер, всё это отразится в его волнении, а значит, и на результатах.

А правильно ли подготовился…

На первый взгляд, все очень просто и волноваться не за что, но не тут-то было. Подготовка необходима, также как и к любому другому экзамену. И не стоит рассчитывать на то, что само все выйдет и всё получится. Советую, во-первых, почитать литературу вслух! Мы взрослые – думаете вы – зачем читать вслух как маленьким! Стоит почитать! Стоит осознать суть текста. Потренироваться очень легко на фрагментах любых текстов (почитайте чью-нибудь биографию и пойдите по той же схеме, что на экзамене). Стоит потренироваться на КИМах, которых, правда, нет, но демонстрационные материалы находятся в свободном доступе. Помимо этого нужно потренировать с монологом и диалогом: можно попробовать поговорить с самим собой (это со стороны только выглядит забавно, а вообще полезно!). Но эффективнее будет пригласить собеседника, желательно постарше, так как он сможет указать на ошибки и слова-паразиты, от которых стоит избавиться. Для этого отлично подойдут родители или бабушка с дедом. А может, у вас есть старшие братья или сёстры? В крайнем случае, у вас точно есть такие же страдающие одноклассники. Поговорите с ними!

Поставь лайк

up
Проголосовал 31 пользователь.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image