Back to top

Э. Хемингуэй. «Старик и море»

Ни одна хорошая книга никогда не была написана так, чтобы символы в ней были придуманы заранее и вставлены в неё… Я старался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их достаточно хорошо и достаточно правдиво, они могут значить многое.
Эрнест Хемингуэй, 1954 г.

Знаменитая повесть «Старик и море» оценивается многими читателями художественной прозы в качестве одного из самых значимых произведений американского писателя Эрнеста Хемингуэя, получившего вследствие ее выхода в свет Пулитцеровскую премию (в 1953 г.), а также Нобелевскую премию по литературе (в 1954 г.), на присвоение которой она существенно повлияла. Сам по себе творческий стиль Хемингуэя вбирает в себя простоту, лаконичность и «откровенность» – тем он и заслужил любовь широкой публики. Повесть «Старик и море» не является каким-либо исключением: автор в ней выстраивает внутреннюю духовную связь с читателем, позволяющую за счет естественности языка приобрести ощущение действительности происходящего и эмоционально пережить описываемое. Чувства, не переставая, будоражат читателя, а внутренние, иногда выплескивающиеся наружу мысли и чувство одиночества главного героя становятся твоими собственными.

Фабула повести незамысловата: старик вернулся после рыбной ловли, он готовится к следующей вылазке, отправляется в море (где развиваются основные события) и выходит на берег; однако вложенная в фундамент история и то, как она преподносится, заслуживают внимания.

Сюжетная линия, берущая свое начало со знакомства с престарелым и одиноким кубинским рыбаком Сантьяго, который, выходя в море уже на протяжении восьмидесяти четырех дней, не сумел выловить ни одной рыбы, складывается трагически: старик терпит поражение. Не способный повлиять на исход в неравной схватке, он отдает свой «хлеб», заработанный потом и кровью, на растерзание акулам, морю, которое его кормит.

Хемингуэй раскрывает внутренний мир старика через его стремление жить, его борьбу. Бороться можно против многих вещей: других людей, несправедливости, среды… борьба в этом произведении скорее ведется не только с морской стихией, не только с самим собой, не только с рыбой, а с жизнью в целом. Автор затрагивает экзистенциальную проблему человека, ставит в приоритет смысловой нагрузки произведения то, что все называют «смыслом жизни». Безнадежность опутавших старика обстоятельств заставила его вновь выйти в море: для него «восемьдесят пять – счастливое число».  Казалось, зачем старик идет на такую авантюру; не должен ли был он отчаяться и понурить голову за все восемьдесят четыре дня бесплодных морских скитаний?  Но, спрашивается, есть ли у него выбор, если он все еще хочет жить в этом мире; если он до сих пор может восхищаться морем; если у него есть – даже один – дорогой ему человек?

Тяжело принять на себя бремя жизненных невзгод: необходимо разделять с кем-то свои переживания, иметь близких, которые будут опорой под конец жизненного поприща. У Сантьяго есть единственный человек, который не оставляет его и приходится ему почти сыном – мальчишка Манолин. Нить жизни старика переплетена с Манолином, она не обрывается в основном благодаря ему. «Мальчик, вот кто не дает мне умереть». Близость «отца и сына» раскрывается в интимных, деликатных и достаточно тривиально-бытовых диалогах, которые зачастую несут в себе намного больший посыл и красоту, чем богатые и насыщенные речевые обороты.

Герой Хемингуэя – доблестный труженик, зарабатывающий своим промыслом на жизнь, его бедность не сродни нищете как таковой, для которой характерно отсутствие еды или крова; его положение есть та житейская обыденность кубинских рыбаков, дающая жизни все первостепенное, но при этом держащая ее в случае чего на грани незамедлительного угасания.

Скудность материального не исключает необычайно богатой и широкой души старика, его ума, жизненного опыта, любознательности и некоторого стремления к «высокому»: «…он любил поразмыслить обо всем, что его окружало, так как ему нечего было читать и у него не было радио, он о многом думал…»

Рыбачить – единственное, что он умеет делать, это дело всей его жизни. «Рыбная ловля убивает меня точно так же, как и не дает мне умереть», – говорил он. На протяжении всей описываемой в произведении вылазки старика «солнце вставало уже третий раз», ему приходилось совершать немыслимые усилия над собой, чтобы не пасть духом: у него кровоточили руки – кожу сдирала леса, которую он не отпускал железной хваткой на протяжении около трех дней; он через силу питался сырой рыбой, чтобы ему хватило сил удержать марлина; он отбивался в отчаянии и исступлении от акул румпелем.

Повесть буквально насыщенна философскими рассуждениями, старик все время разговаривает сам с собой. Все, что у него есть – это «воля и сообразительность». И действительно, воля к жизни – неотъемлемая часть Сантьяго, которая наблюдается даже в его глазах; сила этого человека заключена в его закаленном годами теле. Но чем же оканчивается это сражение за существование? «Кто же тебя победил, старик? – спросил он себя. – Никто, – ответил он. – Просто я слишком далеко ушел в море…»

Произведение не блещет изяществом языка, сложностью сюжетных поворотов, однако несет в себе глубину философского осмысления принципов человеческого существования, размышление о взаимодействии человека и природы.

Повесть не отнимает много времени и читается на одном дыхании. Это произведение после прочтения навсегда остается с читателем, а его герой является примером человеческого стоицизма и несгибаемой воли перед лицом всех невзгод и потерь.

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 20 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image