3000 метров над уровнем моря

Первый день похода начался в 8 утра, автобус нас закинул на «горячую» точку рядом с горой, рекой и селом с одним и тем же именем – Эдиган. Нам предстоял огромный путь через прекрасные горы, бодрящие броды, алтайские села с большой историей, скользкие конные тропы и километровые болота, в которых тонули наши сапоги. Тогда я не представлял себе такого тяжелого и опасного пути, а лишь мог догадываться после нескольких пугающих историй, услышанных от моего дедушки – инструктора нашего похода. На завтрак мы перекусили белым хлебом и колбасой, из-за веса и «скоропорченности» нам нужно было съесть их в первую очередь. Потом мы сделали общее фото и побежали на маршрут.

Я шел вторым, сразу же после деда, следом за нами шагали остальные 14 человек. Каждый шел в своем темпе, кто-то старался не отставать, кто-то шел замыкающим, некоторые на ходу снимали все красоты на телефоны и фотоаппараты. Дорога шла через горную речушку Адылда, там мы в буквальном смысле прыгали по камням, я даже несколько раз оступился и грохнулся в холодную воду. Затем мы шли по конной тропе и через несколько километров вышли к конной стоянке у урочища Тогускол. На ней мы впервые за день нормально поели, доев остатки хлеба и паштета.

Спустя еще километр дед остановился и сказал: «Здесь остановимся на ночевку». Дежурные «поварята» приготовили на костре шикарный ужин. В тот день я очень устал, у меня сильно разболелись ноги, из-за чего меня на одном из привалов пожалели и разгрузили, вытащив часть провизии, которой поначалу был под завязку забит мой рюкзак. Тем же вечером я познакомился с Даниилом, моим соседом по палатке, мы с ним долго болтали о нашей нелегкой жизни, пока на нас не заворчал дед.

Второй день начался с раннего, в 6 утра, подъема – нам нужно было выйти пораньше, чтобы не терять драгоценного времени и пройти запланированный на день маршрут. На завтрак дежурные приготовили вкусную кашу, в которую мы добавляли сухофрукты и сахар, попили чаю-кофе и продолжили идти. Путь лежал через перевал Таманёл, который мы успешно преодолели за два часа. Далее мы шли через речку Чемал, преодолели ее водораздел с речкой Тогускол, а с ее берега поднялись по тропе на перевал Сайгонош. Второй день мне показался легче, чем первый, ведь появился собеседник, а я уже стал привыкать лазить по горам. А главное, я смог, наконец, оглядеться и поразился невероятной красоте окружающей нас природы.

Под конец дня нагрузки на ноги стали увеличиваться, так как мы поднимались вверх по перевалам и резко с них спускались, не обошлось и без падений, а также опасных скольжений вниз по склону. У меня вдобавок был тяжелый рюкзак, так как я нес грибы, которые мне вручили в качестве наказания за наш утренний прокол с моим новым приятелем. Прокол состоял в том, что мы заболтались и не заметили, как обогнали группу и вдвоем поднялись на перевал. Дед заметил наше отсутствие, а когда мы беззаботно помахали группе с вершины, он на нас очень рассердился.

На стоянку мы пришли в 8 часов вечера, когда уже начало смеркаться, палатки поставили возле большого дерева около речки Сайгонош, где уже было небольшое кострище и пеньки, чтобы сидеть.

Третий день оказался просто незабываемым, ведь он выдался «самым мокрым». Нам предстояло пройти больше десяти глубоких и широких бродов, которые, что примечательно, нельзя было перейти по камням или обойти с другой более мелководной стороны, и тем, у кого не было высоких сапог, приходилось мочить обувь и носки. Я решил сменить трекинговые ботинки на обычные кроссовки, чтобы потом их долго не сушить. Первый брод мы преодолели без потерь, ведь он по глубине был примерно по щиколотку. Второй, третий и четвертый брод были почти до колена, поэтому мы запросто их прошли. А вот следующие шесть бродов были глубокими, и все обходные пути по более мелким местам речки были недоступны! И тут уж потребовалась находчивость даже от «людей в сапогах»! Приходилось искать камни, из камней строить мост и по нему преодолевать брод.

Дальше нас ждала небольшая по расстоянию засуха. Засуха – это отрезки маршрута с отсутствием доступа к воде. Еще нас ждали подъемы и уже не такие глубокие броды. На одном месте, на зеленом склоне, я обнаружил несколько змей! Они на меня не обратили внимания и просто удалились в неизвестном направлении. Также нам встретился большой табун лошадей, который пасся на зеленой поляне. В течение всего подъема в траве стрекотали кузнечики и сверчки. Под конец мы поднялись на небольшую горку, откуда добрались до места нашей очередной стоянки. Палатки поставили по обе стороны реки Бастал в «южном цирке» горы Балыкту. «Цирком» называют круглую низину среди гор.

Маршрут в тот день был самый короткий, так как назавтра мы должны были подняться на вершину горы Альбаган, что была неподалеку, и пройти рекордное количество километров, что, в итоге, у нас не вышло по кое-каким обстоятельствам. В этот вечер мы первый и последний раз сделали обед на костре, приготовили макароны с тушенкой, что оказалось очень вкусно! Все легли спать с хорошими надеждами на грядущий день.

Проснувшись на утро четвёртого дня, я буквально впал в ступор: из-за низкой температуры воздуха и высоты ночью пошел снег, который спутал все наши планы. Мы планировали восхождение на Альбаган с выходом к реке Южеме и дальше по стандартному маршруту на Ложинские озёра. Но, вместо этого, пришлось спасаться бегством. Экипировка большинства участников похода не была рассчитана на зимние условия, и нам пришлось срочно покидать снежный плен через перевал Балыкту. От нашей стоянки на этот перевал ещё просматривалась тропа вдоль ручья, занесённая снегом. Прошли по тропе и дальше вышли по карте на седловину перевала к небольшому туру. Тур – это сооружение из камней, которое служит ориентиром для конных и пеших туристов. Северный склон оказался крутым, больше 30 градусов, но мягкий снег и мелкая осыпь позволили нам спуститься, утаптывая ступени и пользуясь страховкой в виде альпенштока.

Во второй половине дня пригрело солнышко, нам удалось выйти на широкую тропу, снег на которой уже растаял. Плановая стоянка конников у озера Балыкту с большим количеством дров стала для нас подарком за все мучения и возможностью немного согреться.

Наутро пятого дня нас еще сильнее засыпало снегом, поэтому нам пришлось опять по низинам обходить гору Альбаган с одноименным перевалом, до которого мы так и не добрались. Все-таки лазить по вершинам крутых скалистых перевалов группой из 16 (хоть и отважных, но в кроссовках) человек, дело рискованное. Весь день мы шли по конным тропам, при этом натирая новые и старые мозоли. По пути напоролись на большой «чемодан» – большой прямоугольный камень, одиноко стоящий посреди равнины, где сделали короткий, внеплановый перерыв и сфотографировались. К вечеру мы, наконец-то, вышли из зоны циклона к реке Ложа, и при этом никоим образом не повредив ветку маршрута, исключая только подъем на Альбаган.

На берегу реки мы обнаружили никем не занятую конную стоянку с очередным подарком судьбы в виде дров. Погрелись возле костра, просушив промоченные насквозь носки и кроссовки. Обсудили преграды, предстоящие нам в последующие дни. Одной из преград было то самое двухкилометровое болото, о котором я упоминал в начале истории. К нему самые опытные, те, кто взяли в поход сапоги, относились спокойно. А я долго обдумывал и советовался с другими «простофилями» насчет обуви. Выбор был не велик, но я решил пойти дальше в трекингах.

Вот и наступил шестой день нашего похода, который стал судным днем для «людей без сапог». Болото на плато Куралбас уже ждало нас и покушалось на наши сухие носки. «Люди без сапог» разделились на тех, кому было нечего терять, так как они сразу наступили в глубокое место, и тех, долго пытался идти осторожно по кочкам, но потом неизбежно попадал в первую категорию. Я был тем, кто пытался идти осторожно, потому что мою обувь нужно было долго сушить, и чтобы не тратить на это время, я шел сразу же за людьми в сапогах, которые, можно сказать, прокладывали мне тропинку. По пути мы зашли в пещеры Карококша, где увидели сталактиты и сталагмиты, а также большие ледяные лужи. Преодолев после пещер еще четыре километра, мы загрузились на стоянку возле ручья.

Седьмой, предпоследний, день встретил нас легкой облачностью, но в отличие от других он был теплым и приветливым с самого утра. В этот день нам уже не встретился снег, и я впервые за долгое время снял с себя ветровку, что потом повлекло за собой ужасные и необратимые последствия. Не торопясь мы держали курс к дому, понимая это, все радовались и были в предвкушении завтрашнего окончания похода. За этот день мы преодолели 20 километров пути и множество перевалов. На одном из них мы нашли записку от предыдущей группы туристов и по традиции, а также в знак преодоления перевала Айрык – оставили свою. Нам посчастливилось дойти до «замков злых духов», где я сделал свою фотографию возле тотема шаманов. На одной из конных стоянок нам ещё раз повезло: мы нашли целую коробку печенья. Да к тому же бочонок с ягодным джемом в придачу. Поели, пробежались по кедровому лесу, где я набрал полные карманы кедровых шишек в подарок родственникам. А когда уже начало смеркаться, нас постигло разочарование от того, что поблизости не было ни реки, ни уже привычной для нас конной стоянки, поэтому пришлось притаптывать места для палаток в высокой траве возле небольшого ручья. В этот последний вечер перед возвращением домой дед решил сыграть нам на гитаре песни своей молодости, чтобы поднять боевой дух перед тяжелым днем.

В восьмой день, поутру я понял, что простыл. Все-таки зря я вчера снял ветровку, видимо меня продуло. У меня оказалась высокая температура. Не придав этому должного значения, я пошел со всеми, как ни в чем не бывало. Через пару километров я очень сильно устал и истощился. Нам к тому времени нужно было срочно подниматься на экстремальный перевал, который в узких кругах прозвали Малявинским, потому что с этой стороны на него поднимался только мой дед со своими группами. Не знаю какими силами, но я без серьезных потерь смог подняться на перевал. А на вершине устроили пир на весь мир: остатки шоколада, что мы не успели съесть у подножья, да сыр с колбасой. Спуститься было уже не так сложно, ведь мы использовали специальные техники, облегчающие спуск. Потом перешли вброд речку Кубу «стенкой», плечом к плечу, и прошли не торопясь последние пять километров перед Эрлаголом. Я шел последним вместе с дедом, и мы обсуждали поход, который не без труда только что завершили. У меня на душе было приятное чувство завершённого испытания и победы над самим собой. На середине пути нас подхватил знакомый деда на машине, который ожидал нашего прибытия.

В лагере нас встретили овациями, весь лагерь собрался в одном месте, чтобы встретить прибывших из похода «героев». Все были рады, кроме меня. В любой другой ситуации я бы радовался и бегал обниматься, как и все другие, но в тот момент моя температура была уже больше 39 градусов и, к тому же, когда мы бродили через Кубу, я опять промочил ноги (впрочем, как и все другие). Поэтому я быстро сфотографировался на общем фото и лег в кровать. Вечером были шашлыки, и все отмечали наше прибытие за костром, на который я не смог попасть!

В оставшиеся дни в лагере я успел выздороветь, поиграть в настольный теннис и выступить на закрытии сезона в юмористической сценке.

Несмотря на все невзгоды и болезнь, мне наш поход и время, проведенное в Эрлаголе, очень понравились, и в следующем году я надеюсь опять поехать туда. Если у вас нет хороших идей и планов на следующее лето, могу посоветовать заняться горным туризмом. Так вы активно и с пользой проведете время, увидите красоту отвесных скал, зеленых гор, снежных вершин, озер и никогда не пожалеете о зря пропавших каникулах.