Back to top

«Три толстяка» – сказка не только для детей

Не знаю, как было у вас, но когда меня начали учить читать, я, взяв книгу, упрямо над ней молчала, надувая щеки. Меня пытались уговаривать, а потом почти угрожали, но ничего не происходило. Так было до того момента, пока родители не смирились, убрав азбуки в ящики стола, и не разошлись по своим делам. Тогда я с видом Александра Македонского вернулась к игрушкам.

Буквально под конец дня, наводя порядок в шкафу, я обнаружила маленькую книжечку с обложкой горчичного цвета. И, о чудо! Имеющиеся там картинки настолько мне понравились, что я прибежала с находкой на кухню, крича: «Мама, мама! Прочитай мне сказку!» Тогда я еще не знала о ее хитрости и заботливом коварстве. Конечно, она читала мне, пока я не заснула на второй главе.

На следующий день я без умолку трещала об этой сказке, пересказывала, строила предположения, что будет дальше. Но, когда время подошло ко сну, мама отказалась продолжать читать мне. Конечно же, случились слезы, я отказывалась спать и перевернула верх дном кровать, однако мама весьма легко меня остановила.

– Тебе так понравилась сказка «Три толстяка»? А я, к сожалению, разучилась различать буквы. Давай тогда так: ты прочитаешь ее сама.

В тот момент я еще не могла сообразить, что была жестоко обманута, попалась в ловушку, подобно мышке, съевшей фунт мармеладу в комнате доктора Гаспара Арнери. Но с тех пор меня ждала новая жизнь, полная летающих продавцов воздушных шаров, мальчиков с железным сердцем, невероятных канатоходцев, научного волшебства и девочек-кукол.

Прошло уже более десяти лет с того случая. Я повзрослела, преодолела много трудностей, пережила счастливые моменты и превратила свою комнату в библиотеку из лучших книг на Земле. Однако, я совершенно забыла, с чего начался мой путь читателя. В том смысле, что постигнув «Три толстяка», я рванула вперед, не оглядываясь и не сказав спасибо Юрию Олеше. А ведь в этом году его сказке исполнилось 90 лет! Чем не повод наконец-то разобраться со сказочной революцией безымянной страны? Как показывает практика, не в каждом детском произведении все на самом деле так мило и просто.

«Толстяки» – сказка о революции в несуществующей эпохе в вымышленном безликом городе. Здесь правят Три толстяка, у которых нет имени и возраста. Об этих героях мы ничего не узнаем, кроме их лени, праздности, жадности, алчности, жестокости и страха перед слезами наследника Тутти. Один толстяк владеет всем хлебом в стране, другой – всем углем, третий скупил все железо. Как ни парадоксально, но отсюда действительно следует ненадобность в именах персонажей, ведь перед нами предстают собирательные образы, вытекающие из реальной жизни.

Единственное занятие правителей, кроме пренебрежительных указов о казни бунтовщиков и парадных завтраков, – это воспитание наследника Тутти – мальчика с железным сердцем, который никогда не покидал дворец, где живет. Наследника окружают сплошь трусливые богатеи и старики. Образу Тутти автор придал некоторые реальные черты. Толстяки взяли его из народа, это указывает на стремление автора подчеркнуть, что настоящая власть должна принадлежать только простому народу. Но толстяки хотят вырастить «волчонка», наследующего их всеобъемлющую власть, что отражает происходящую в реальности несправедливость – на смену одним злодеям всегда приходят другие.

Сказка была создана Юрием Карловичем Олешей в ту пору, когда в газетах и по радио изображали толстого владельца завода и тощего рабочего, жиреющего кулака и исхудалого крестьянина. Важным аспектом произведения является чересчур похожие описания продавцов и бедных граждан, трудящихся на толстяков. Именно противостояние сословий соответствовало духу времени Юрия Олеши: кто не с нами, тот против нас. Этот мотив также присутствует в тексте.

Конечно, сказка остается сказкой, полной невероятных приключений и эффектов, и не стоит искать реальных прототипов персонажей. Однако, нельзя не отметить ее революционный характер, что нарастает, как снежный ком, к концу повести. Ю.К. Олеша, по мнению отдельных критиков, написал исторический роман, потому что надежды интеллигенции были связаны с революцией. Роман оказался сказочным, потому что Олеша наслаждался небывалым и фантастическим сюжетом. Так все просто оказывается.

Несмотря на агрессивный подтекст, критики заметили только недостаток пищи для ума маленьких граждан и типичное поведение героев: «Сказочно-романтический шаблон привел к приторно-слащавому изображению социальной революции», «детям этот роман не принесет никакой пользы», «призыва к борьбе, труду, героического примера дети Страны Советов здесь не найдут». Я бы основательно поспорила с этими отзывами, думаю, как и многие ребятишки, родители, даже создатели фильма. Как, холодная, по мнению современников Олеши, книга смогла вдохновить режиссера на постановку балета, а меня, упрямую маленькую девочку, на обучение чтению?

Кроме слухов и разносторонних провокаций, есть еще многое, что в том числе способствовало и созданию этой детско-недетской сказки. К примеру, как бы абсурдно это не звучало, Юрий Олеша совершенно не любил детей, а написал сказку скорее из чувства собственного достоинства и ревности к другим писателям. Как-то раз автор увидел на прогулке девочку, которая читала увлеченно книжку. Оказалось, это были сказки Андерсена. В тот же час Юрий Карлович пообещал девочке очень, очень скоро написать новую сказку, куда более интересную. Судя по всему, Олеша просто позавидовал славе великого датчанина и в тот же день принялся за работу. В трудном 1924 году, набрав в типографии рулоны бумаги, он прямо на полу строчил историю о трех жестоких Толстяках, отважном гимнасте Тибуле и кукле Суок.

Идею о создании необыкновенно живой куклы автору подсказал случай. В квартире писателя Валентина Катаева в Москве была кукла, настолько похожая на девочку, что литераторы нередко развлекались, усаживая ее на окно, из которого она то и дело падала на асфальт, вызывая ужас у прохожих. Но и это еще не все. Существовала реальная девочка Суок. Еще в Одессе Юрий познакомился с очаровательными сестрами Суок, которые впоследствии все выйдут замуж за писателей. Олеша болезненно влюбился в младшую из сестер – Симу, он называл ее «мой дружочек» (почти так же, как Тибул называл книжную Суок). Однако, подругой жизни Сима не стала, ушла к другому, разбив сердце писателя. Впоследствии Юрий женился на другой сестре – Ольге, более кроткой и мирной, никогда не скрывая от нее, что новое посвящение на сказке «Три Толстяка» – «Ольге Густавне Суок» – относится не только к ней. «Вы – две половинки моей души», – честно говорил жене сам Олеша.

В конце жизни, уже будучи спившимся стариком, он будет заходить в гости к Серафиме Шкловской–Суок, о чем-то долго с ней говорить, пока ее муж тактично ждет в другой комнате. Провожая Олешу, Сима плакала, а тот брезгливо держал в руках полученную от нее крупную купюру.

В любом случае, невзирая на нелегкую жизнь автора, на обстановку в стране того периода, сказка остается сказкой. В памяти живут волшебные образы, воспетые киномиром, и негодование критиков. «Три толстяка» остаются историей о братстве, добре, взаимовыручке и жертвенности. Конечно, она несколько наивная и сладкая, нереальная в вопросе победы бедных над вооруженными богачами, но она правдива, когда речь заходит о спасении близких и любимых людей, даже если тебе надо отдать для этого свою жизнь.

Радостно на душе от того, что спустя 90 лет, почти век, сказка «Три толстяка» остается актуальна и любима читателями. Родители с великим удовольствием в очередной раз пересмотрят ее вместе с малышами на экране телевизора, или подобно моим, будут умиляться попыткам ребенка прочитать книжку. Писатель, который был «вырезан из чистого кристалла воображения», оставил нам свое наследие, не догадываясь об этом. И хочется надеяться на то, что желание перечитать легендарное произведение, услышав о его юбилее, возникло не только у меня одной.

Рисунок Елизаветы Койновой

Поставь лайк

up
Проголосовали 63 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image