Back to top

Сетевой поэт – кто он?

Не всякий, кто может писать стихи, -  поэт.
 Джонсон Бенджамин

 

21 век – век свободного литературного сетевого творчества. Абсолютно каждый желающий может творить и выкладывать своё творчество на многочисленных сайтах, созданных специально для писателей-любителей. Наглядные примеры таких сайтов: Стихи.ру, Проза.ру, Ты поэт, Фикбук и многие другие. Условно текстовое творческое самовыражение можно разделить на прозу и поэзию.

Отличительные черты современной поэзии в сети, на мой взгляд, – доступность и обширность, что и влияет на рост её популярности. Всё чаще в читаемых пабликах социальных сетей начинают появляться стихи молодых, подающих надежды поэтов. Невольно множество людей обращают внимание на стихотворное творчество и находят в нём отражение себя и своих проблем. Сетевая поэзия оттого так притягательна и актуальна, что большинство лириков – ровесники своих читателей или незначительно старше их. Ещё одно отличие поэзии, внесённое большим количеством поэтов-любителей и пробующих перо людей – трудность классификации творчества по направлениям. Молодые поэты не часто задумываются над тем, в каком поэтическом направлении пишут, чаще творчество их диктуется единым порывом, а не является продуманным шагом, как и у некоторых поэтов прошлых эпох. Но, размышляя о поэзии, не стоит забывать, что её эпицентр и основа – поэт. Веками образ лирика складывался у всех на глазах, и каким он предстаёт перед нами сейчас?

Стереотипное восприятие поэта таково – человек тонкой душевной организации, часто унылый. Поэт беден: у него много славы, но мало денег. Поэт одинок: у него много знакомых и достаточно поклонников, но практически нет друзей и верного спутника. Этот образ сформировался в сознании людей и основан на принципе: «Талантливые люди – несчастны».

Сетевой лирик – явление новое, и оттого достаточно абстрактное, для одних поэзия в сети ничем не отличается от издаваемой поэзии, другим кажется, что и образ поэта изменился кардинально.  Мнений на этот счёт может быть множество, однако наиболее существенными, по-моему, являются рассуждения самих творцов. Я выбрала некоторых сетевых поэтов, имеющих различную аудиторию как по численности, так и по контингенту, ведущих группу, посвященную своему творчеству в социальной сети «Вконтакте», и предложила им описать образ поэта современности, а также объяснить для чего и из-за чего каждый из них пишет.

Начинающая поэтесса Айри, известная не одной тысяче людей в социальных сетях ответила на поставленные мною вопросы так:

– Для чего и из-за чего я пишу… Действительно, трудно ответить на одно без другого. Из-за чего я пишу? Да просто слышу голоса в голове, – рифмованные слова складываются в своего рода заклинания – и звучат. Заклинания, молитвы – как будет угодно, но каждый текст – это энергетический вброс, несущий в себе назначение, подчас даже мне самой неизвестное. И, если держать это внутри, оно жжётся. Наверное, как и любая Идея, которую носитель лишает возможности осуществиться. Для чего я пишу? Я верю, что упавшая на голову человеку чугунная гиря в виде таланта, кому-нибудь понадобится.

Что касается поэтов современности, они очень разные. Сферический молодой поэт в вакууме должен любить одиночество, книги, музыку или путешествия – в общем, то, из чего он вдохновение черпает. Поэт влюбчив, местами растерян, слегка легкомыслен. Этого человека трудно смутить – всё-таки, обнажать душу на публике гораздо сложнее, чем обнажать любую часть тела. Скорее всего, он «мастер раздувания масштабных животных и самых маленьких мух», потому что куда ж его творчеству без трагедии. А также он склонен изобретать себе эксцентричный образ.

Другая поэтесса – Александра Кириллова, известная под псевдонимом Джек Абатуров, размышляя о том, для чего она пишет, цитирует Портоса из «Трех Мушкетеров»: «Я дерусь, просто потому что я – дерусь!», – и добавляет, – пишу, потому что пишу. Но это вопрос «для чего», а «из-за чего» – совсем другое дело... Я обычно начинаю писать из-за каких-то событий, эмоций или людей. С образом поэта, всё ещё проще: он должен быть таким, каким ему хочется. Ни в коем случае нельзя очерчивать человеку рамки, а поэту – тем более.

Также, Александра отметила, что все поэты обладают разными качествами. Кто-то открытый, кто-то злой и неприступный, у каждого свой характер и свои стихи. Не будь этого – поэзия бы умерла.

Разделяет мнения как Айри, так и Александры Кирилловой и поэтесса Пряша (Настоящее имя – Ольга Птицева):

– Мне кажется, что писать можно и нужно только по одной причине, когда не писать уже не получается. То есть фраза, текст, четверостишие крутятся в голове несколько дней, мешая сосредоточиться на всем остальном. Более того, приглядевшись к современным авторам, можно понять, что они абсолютно разные, как по возрасту, так и по роду занятий, взглядам, месту жительства и отношению к самой поэзии. Я думаю, что в этом-то прелесть современной поэзии – каждый сможет найти своего автора в таком многообразии, – подытоживает Ольга.

Евгений Мори или же просто Мори, с радостью откликнувшийся на мою просьбу и подошедший с особой ответственностью к интересовавшим меня вопросам был краток тем не менее в описании образа поэта:

– Поэт современности… я бы не создавал подобного термина. Можно сказать, что его основная задача – отображать время и действительность, и чтобы понять наше время – достаточно прочесть наших писателей. А, в общем, поэт должен быть честным и понимать (принимать) ответственность за написанные слова. Этого достаточно.

Тем не менее, с размышлениями о причине своего творчества Мори поделился достаточно развёрнуто:

– Я практически уверен, что каждый человек, начинавший писать, писал из эгоцентричных мотивов. Сублимация собственных переживаний, бессмысленное переваривание происходящего. Нужно долгое время учиться писать об окружающем мире, и приходить к определенным мотивам собственного творчества. Я начал писать, потому что хотел написать книгу, которая бы мне понравилась. Продолжил, потому что люди сказали, что у меня выходит. Стихотворения были поводом, мостом между мной и всеми остальными людьми. Сейчас всё немного иначе. Я пишу из желания научить некоторых людей думать глубже, шире, и научиться жить по чести, да еще и думать о хорошем (упоминая, иногда, не самые веселые моменты). 

Последняя опрошенная мною поэтесса – Виктория Манасевич, под псевдонимом Сопрано становится всё популярнее в последнее время, она знакома сотням и тысячам любителей поэзии по всей стране, и в некоторых странах ближнего зарубежья. Подобно Мори, Виктория не стала искать разницу между тем, для чего и из-за чего она творит, ответ был лаконичен:

– Я пишу, во-первых, для людей: вышло так, что я могу дать им что-то хорошее. А это значит, что не имею права прекратить. Во-вторых, для литературы: все, кто пишет, не обязательно внесут громадный вклад в мировую литературу, но у нас, поэтов и писателей, есть шансы и ими надо пользоваться.

Отвечая на вопрос об образе современного поэта, Виктория признается:

– Мне очень не нравится образ, сложившийся в умах большинства современников: поэт – это пьющий, нищий, эксцентричный истерик. Они глубоко ошибаются. Ныне поэт – это в первую очередь образованный и современный, прогрессивный человек. И я сейчас не о гаджетах, а о мировоззрении. Поэт – человек неравнодушный, замечающий всё, что происходит вокруг него и старающийся транслировать это остальным. Эдакий приёмник-передатчик.

На мой взгляд, именно в этих нескольких предложениях формируется самый ясный ответ на вопрос, поставленный в начале статьи: «Кто он – современный поэт?». Теперь ответ готов: поэт – приёмник-передатчик всего того в мире, к чему нельзя оставаться равнодушным. Таким образом, если поэт – приёмник, то всё развитие поэзии нашего века зависит от того, в чьи руки этот самый приёмник попадёт и не будет ли человек, вертящий его в руках, как игрушку, глух к тому, что так старательно до него пытаются донести.

Поставь лайк

up
Проголосовали 18 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image