Back to top

История о том, как отец получил по заслугам за продажу дочери

Ох уж эта суровая реальность старшеклассников! Оказывается, ЕГЭ даже детское увлечение, даже страсть к какому-либо предмету может обратить в подготовку к нему. О, нет, я нисколечко не жалуюсь, просто хочу рассказать, как все было. Сборная солянка из десятых классов 20 января сходила в театр на прекрасную постановку «Свои люди – сочтемся» под предлогом просмотра великолепного литературного аргумента для итогового сочинения. И как в таких случаях часто бывает, ученики увидели то, чего никак не ожидали.

Пьеса с ироничным названием «Свои люди – сочтемся» была написана Александром Островским в 1849 году. У этого произведения непростая история, начать хотя бы с того, что комедия меняла свое название несколько раз («Несостоятельный должник», «Банкрот» и «Банкрут»), и заканчивая тем, что, несмотря на положительные отзывы братьев по вдохновению, пьеса была запрещена к показу указом Николая I. За автором был установлен полицейский надзор, снятый в 1855. Через шесть лет спектакль прошел в Александровском театре в Петербурге, не досчитавшись пары страниц и потеряв большую часть моментов, где, по мнению цензора М.А. Гедеонова, грязные разговоры обижали русское купечество. В первоначальной же редакции пьеса была поставлена в апреле 1881 года под крышей частного театра «Близ памятника Пушкину» Анны Бренко в Москве.

Но то история, а что с сюжетом? О, дорогие девушки, по прочтению комедии признайтесь хотя бы себе, что поступили бы подобно Липочке. Ведь именно с желания капризной леди начинается увлекательнейшее действие, игра местных нравов и торжество человеческих пороков. Знакомьтесь, Олимпиада Самсоновна Большова – купеческая дочь на выданье. Ей уже целых девятнадцать лет (при царском режиме девушек выдали замуж в 16).

Если подумать, наверняка выйдет так, что найти мужа – не беда. Это нам, барышням XXI века не повезло, нет теперь профессии свахи, но во времена Островского обычай сватовства процветал, и мы видим его отражение в Устинье Наумовне – суетливой старушке, мастерски владеющей враньем. Она тоже сыграет значительную роль в последующей заварушке и даже найдет мужа Олимпиаде, но давайте посмотрим на иную фигуру шахматной доски.

Этим добрым днем в голову Самсона Силыча Большова за чтением газеты придет гениальная мысль. Самый богатый купец в городе решил назваться банкротом, дабы укрыться от налогов! Что же выйдет из этого, если вокруг него крутятся и стряпчий Рисположенский, и приказчик Лазарь Подхалюзин, готовые на любую гнусность, на подхалимство любой степени, чтобы только прибрать его деньги к рукам?

На самом деле подобные примеры встречаются почти на каждом шагу. Каждый третий в нашем окружении оказывается прозорливым Подхалюзиным, каждый четвертый готовый лгать богатый купец. Обидно за наше общество  только в одном сравнении, что каждая первая современная девушка принимается за легкомысленную, тщеславную и грубую Олимпиаду Самсоновну, забывающую родительскую любовь, стоит только помахать перед ее носом веером из свеженьких банкнот. Конечно, наши классики потому и великие, что умели колко отметить русское воспитание и все способности его, но хочется верить, что со временем стало меньше в России Большовых и Рисположенских.

Постановка почти не отдает комедией, несмотря на поверхностное суждение о ней, скорее, она обжигает сатирой, драматичностью. В ней представлено совершенное отсутствие совести героев, меркантильность, продажность, купечество изображено карикатурно за счет постоянного обращения персонажей к выпивке. Актеры не играли пьесу, а отразили жестокие нравы XIX века. Нам, зрителям и читателям, со своей стороны остается лишь перечитывать островское детище, раз нельзя попросить актеров сыграть на бис, перечитывать и не допускать повторения истории.

Фото с сайта nalevomberegu.ru

Поставь лайк

up
Проголосовали 73 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image